
30 января в украинских кинотеатрах стартовали показы психологического триллера с элементами хоррора и даже комедии «Компаньон», где главные роли исполнили: звезда сериала «Пацаны» Джек Куэйд, а также Лукас Гейдж и Софи Тэтчер, которых мы еще совсем недавно видели в «Улыбайся 2» и «Еретике» соответственно. Если вы не смотрели никаких трейлеров к фильму и не знаете, в чем особенность главной героини, предупреждаем, что текст раскрывает эту особенность, поэтому во избежание каких-либо спойлеров, лучше прочитать его уже после просмотра.
«Компаньон» / Companion
Жанр психологический триллер, ужасы
режиссёр Дрю Хэнкок
В ролях Софи Тэтчер, Джек Квэйд, Лукас Гейдж, Меган Сури, Харви Гиллен, Руперт Френд, Мэтт Маккарти, Джабуки Янг-Уайт, Марк Менчака
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2025
Сайт IMDb, официальный сайт
Джош и Айрис познакомились в обычном супермаркете. Она — симпатичная брюнетка с красивыми глазами, которая заглянула во фруктовый отдел. Он — приветливый, немного смущенный и неуклюжий паренек, который не может справиться с красиво уложенными на прилавке апельсинами. Когда их взгляды сошлись, было очевидно, что это любовь с первого взгляда. Такая, что воспевают в песнях и о которой снимают сказочные романтические фильмы.
И вот уже Джош и Айрис (его имя написано первым неспроста) прибывают в роскошный загородный дом какого-то несказанно богатого русского, чтобы весело провести время вместе с друзьями. Заметно, что девушка немного нервничает, но заботливый бойфренд убеждает ее, что все будет хорошо. Так бы и было, если б не досадный трагический инцидент (разве?), произошедший на берегу живописного озера, расположенного неподалеку от поместья. Усложняет ситуацию и то, что Айрис — робот-компаньон, да еще и нисколько об этом не догадывается.В связи со все большей актуализацией ИИ в нашей повседневной жизни в последнее время лент с синтетическими человекоподобными девушками участилось. Вспоминаем «Творца» (2020) с Тео Джеймсом и Стейси Мартин, не забываем о бешеной М3ГАН (2022), которая вернется на экраны уже летом этого года. Также можно вспомнить и прошлогоднюю «Непокорную Элис» с Меган Фокс, однако неохотно, потому что бывшая звезда «Трансформеров», кажется, окончательно забросила съемки во вменяемых проектах.
В своей дебютной полнометражной ленте режиссер и сценарист Дрю Хэнкок не только успевает непростыми морально-этическими вопросами задаться, которые ставили перед собой и читателями/зрителями еще классики научной фантастики, но и выдать качественное развлекательное кино.
Здесь есть пространство и для зрительской эмпатии (тест Войта-Кампфа будет пройден блестяще), ведь Хэнкок умело расставляет фигуры на шахматной доске. И для удивления, потому что он небезуспешно пытается поиграть с ожиданиями зрителя. И для напряжения, поскольку порой история перетекает в нечто похожее на кровавый ужастик. И даже для смеха — чего стоит изобретательная и чертовски смешная сцена, когда запрограммированный говорить исключительно правду андроид переключается на немецкий язык, чтобы собеседник-полицейский не смог его разоблачить.
А все вместе это составляет хорошее развлечение, подкрепленное чрезвычайно актуальной темой взаимодействия человека с ИИ и уверенными актерскими выступлениями.
Здешняя история явно намекает на сегодняшнее стремительное развитие высоких технологий и человеческую зависимость от них, что приводит к тому, что нам становится все труднее не только приготовить себе омлет, но и социализироваться и коммуницировать в реальной жизни. Живое эмоциональное общение нам заменяют мессенджеры или вообще болтовня с чат-ботами. Мы ищем любовь на сайтах знакомств или в соцсетях, где успешность измеряется количеством подписчиков и лайков. Мы разучились смотреть дальше экранов собственных смартфонов и строить крепкие отношения. Более того — заводить их.
Таким образом, развивая тему фильма, в какой-то момент потребность неспособного на коммуникацию общества в столь «человечных» андроидах вроде Айрис достигнет своего апогея и сойдется с возможностью создания подобных существ. Это, в свою очередь, вызовет кучу противоречий, связанных с морально-этическим аспектом. Не имея свободы выбора как таковой, работая исключительно на комфорт и удовлетворение своих хозяев, потенциальные «носители» условного Скайнета могут прийти к очевидному выводу. Апокалиптическое «восстание машин» будет неотвратимым (интересный взгляд на этот извечный конфликт фигурировал в прошлогоднем «Марс-Экспрессе»).
Хотя прямые ссылки на «Судный день» трудно не заметить, создатели «Компаньона», впрочем, весьма далеки от прямолинейности в духе «Терминатора» (к слову, «Терминатор 2» выходит в ограниченный прокат с 6 февраля, так что если у вас есть возможность посмотреть бессмертную классику на большом экране, имейте в виду).
Во-первых, андроидов априори поставили в жалкое, обреченное на вечную службу положение. Именно поэтому начинаются проблемы у местных героев, ведь Айрис так стремится угодить Джошу, что просто не может допустить, чтобы с ней что-то случилось. Абсурдность ситуации выглядит красноречиво. Во-вторых, надо понимать, что служить придется человеку, а люди, бывает, склонны к плохим поступкам, нетерпимости, ненависти и т.д. В этом контексте есть смысл говорить об обмене ролями — хромающим преследователем-злодеем будет уже не равнодушная машина, как у Кэмерона, а homo sapiens.
Показанные в картине во всех смыслах токсичные и абьюзивные отношения будут иметь логическое развитие и неизбежные противоречия. И тут уже на первый план выйдет вопрос — кто из противоборствующих сторон на самом деле человек, а кто им лишь притворяется.
Конкретно в «Компаньоне» притворяться нет резона персонажу Куэйда. С помощью Айрис он может успешно обойти конфетно-букетный период, когда все пытаются показать себя с лучшей стороны. Теперь «знакомство» с красавицей может происходить среди беспорядка холостяцкого жилища в домашних шортах и футболке во время стрижки ногтей на ногах. Да и на секс можно рассчитывать уже на первом свидании. Ну какая же девушка не мечтает о таком кавалере? Все эти вовсе не легкомысленные нюансы Хэнкоку удается упаковать в на удивление легкое для восприятия, интересное, а порой откровенно забавное кино, не обремененное высокопарными монологами типа хауэровской «Слезы на дожде» либо не особо развлекательным повествованием, как в сверхсерьезном «Ex_Machina» Алекса Гарленда. Озвучивая то, что поклонники научной фантастики уже слышали неоднократно, авторы фильма пытаются идти собственной дорогой.
Несмотря на определенные условности, когда к сценарным решениям могут возникнуть справедливые вопросы, «Компаньон» оказывается вполне увлекательной историей, которая особенно выделяется на фоне стерильных, как будто сгенерированных бездушным искусственным интеллектом сюжетов, заполонивших современные экраны.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: