Новости Новости 25.06.2015 в 14:29 comment

ВРУ рассмотрит законопроект о защите киберпространства

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/ad81c83e9fbf757ce8a90d0eb41dee5b-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/ad81c83e9fbf757ce8a90d0eb41dee5b-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/ad81c83e9fbf757ce8a90d0eb41dee5b-96x96.jpeg

Вадим Карпусь

Автор новостей

ВРУ рассмотрит законопроект о защите киберпространства

На сайте Верховной Рады появился текст законопроекта, который участники рынка уже окрестили «Законом о киберпространстве». Проект усиливает ответственность за правонарушения в сфере информационной безопасности и, по идее авторов, должен помочь побороть киберпреступность в стране.

Авторы этого законопроекта — депутаты от ВО «Батькивщина» Андрей Кожемякин и Владислав Бухарев, от БПП — Виктор Король и Николай Паламарчук и «Народного фронта» — Руслан Лукьянчук. В пояснительной записке депутаты обосновывают законопроект необходимостью более эффективно противодействовать киберпреступности и угрозе терроризма.

«В настоящее время в отечественном законодательстве сложилась такая ситуация, что определенными нормами не охватываются контрразведывательным обеспечением объекты в сфере связи и информатизации, которые имеют большое значение для национальной безопасности», — сказано в записке.

Депутаты предлагают, чтобы на страже информационной безопасности стояли СБУ с Национальной комиссией по вопросам регулирования связи и информатизации (НКРСИ). В частности, силовое ведомство получит право:

  • беспрепятственно получать доступ к информации, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах (реестры, базы и банки данных, другие информационные массивы), информационных, информационно-телекоммуникационных, телекоммуникационных системах операторов и провайдеров телекоммуникаций, других субъектов, которые обрабатывают информацию в электронном виде, независимо от форм собственности;
  • в случае угрозы потери информации, содержащейся в государственных реестрах, базах данных (в том числе частных и коммерческих структур), которые используются в государственных органах, учреждениях и организациях, осуществлять меры по ее сохранению, в том числе и путем блокирования доступа к соответствующим информационным ресурсам;
  • проводить досмотр задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступления, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами.

НКРСИ, по сути, предлагают сделать цензурирующим органом. На основе решений Комиссии телекомоператоры обязаны будут блокировать абонентам доступ к сайтам, через которые распространяется незаконная информация. Кроме этого, операторы должны будут предоставлять по требованию СБУ информацию о своих абонентах.

Примечательно, что все расходы, связанные с установлением технического оборудования, которое поможет в проведении негласных разведывательных мероприятий, лягут на плечи самих операторов и провайдеров.

Онлайн-інтенсив "Як створити рекомендаційну модель за 2 дні" від robot_dreams.
Ви пройдете етапи вибору, навчання, оцінки рекомендаційної моделі для електронної бібліотеки та отримаєте індивідуальний фідбек від лекторки.
Приєднатись до інтенсиву

Адвокат, управляющий партнер АО «Юскутум» Артем Афян прокомментировал инициативу парламентариев. Он отметил, что законопроект о защите киберпространства был ожидаем. Он касается проблемы, которая реально существует в Украине. Ведь наша страна практически ничего и не делает в сфере защиты киберпространства. Киберпространство в Украине защищается во многом волонтерами в рамках гражданского правосознания.

При этом нужно отметить, что у этого проекта минусов больше, чем плюсов. Этот законопроект нужно рассматривать как часть противодействия в силовом блоке: усиливается влияние СБУ. Иными словами, ведомство расширяет спектр вопросов, за которые отвечает. Аргументируя законопроект военной целесообразностью, законодатели вводят борьбу с сайтами, которые, например, распространяют порнографию.

Помимо этого, в документе очень много размытых формулировок, которые дают СБУ возможность предъявлять претензии невероятно большому количеству сайтов. Из этого может выйти инструмент, у которого будут функции и полномочия Роскомнадзора. Если этот законопроект будет принят, то Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации может предписывать любому провайдеру заблокировать доступ к тому или иному сайту на основании админпротокола. Учитывая, что СБУ у нас нереформирована, риск злоупотребления с ее стороны будет по-прежнему высоким.

Можно отметить, что в целом проект «заточен» на сайты, которые занимаются пропагандой, разжиганием расовой и религиозной нетерпимости и так далее. С одной стороны, понятно, что под эти критерии достаточно легко попадают сепаратистские сайты. Но с другой стороны — под эту гребенку могут попасть и ресурсы, которые критикуют власть. Ведь, согласно документу, системная критика власти может быть трактована как подрыв национальной безопасности. Следовательно, появляются потенциальные возможности цензуры.

Второй вопрос — это вопрос технической реализации этого законопроекта. А если завтра СБУ посчитает, что «ВКонтакте», со всеми своими группами ДНР и ЛНР, нарушает законодательство Украины? Как они себе представляют блокировку сайта «ВКонтакте»? Это невероятно сложный процесс, и в этой части законопроект выглядит технически неподготовленным.

Онлайн-інтенсив "Як створити рекомендаційну модель за 2 дні" від robot_dreams.
Ви пройдете етапи вибору, навчання, оцінки рекомендаційної моделі для електронної бібліотеки та отримаєте індивідуальний фідбек від лекторки.
Приєднатись до інтенсиву

Источник: «Лига.Бизнес»


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: