Обзоры
Battle Worlds: Kronos – Полевые маневры в классическом стиле
12

Battle Worlds: Kronos – Полевые маневры в классическом стиле

BWK00

Пошаговые стратегии, и в особенности чистокровные wargame, редко радуют своим явлением современных любителей компьютерных развлечений. Казалось бы, в век динамики и шейдеров медленные и вдумчивые военные стратегии окончательно превратились в нишевые продукты. Однако бременская студия King Art, известная до этого лишь очень неплохими адвенчурами, вроде недавнего детектива The Raven, взялась доказать обратное.

Battle Worlds: Kronos

Жанр Пошаговая стратегия / wargame
Платформы Windows / Mac OS / Linux
Разработчик KING Art
Издатель KING Art / Crimson Cow
Сайт battle-worlds.com

Оценка

Чистопородный для жанра геймплей, изобилие возможностей в плане стратегии и тактики, асинхронный мультиплеер

Слабоватая сюжетная составляющая, одинаковые боевые единицы большинства фракций, мелкие баги и недоработки

Классический пошаговый варгейм в современной обертке

Игра находилась в работе целых шесть лет, но все потенциальные издатели, к которым обращались разработчики, были убеждены в бесперспективности выбранного жанра. Зато появившись в марте этого года на Kickstarter, Battle Worlds: Kronos благополучно собрала $260,000 вместо запрошенных $120 тыс., заодно получив и одобрение на Steam Greenlight в рекордно быстрый срок, а тем самым ясно продемонстрировала интерес игроков, доказывающий, что пошаговые варгеймы рано еще сбрасывать со счетов. Но что совсем уже необычно – так это выход финальной версии не просто в срок, а и на месяц раньше намеченного декабря. На фоне сложившихся традиций краудфандинга, где обещанного порой приходится ждать годами, это смотрится очень даже неплохо.

Сюжет игры оригинальностью и глубиной не отличается – впрочем, от классической стратегии этого особо и не ожидаешь. Действие происходит в антураже научной фантастики, на планете под названием Кронос. Некогда она была почти уничтожена в ходе гражданской войны, а большинство жителей эвакуировались на соседнее небесное тело. Ныне же, после смерти очередного императора, три образовавшиеся враждебные фракции вернулись на родное пепелище, дабы продолжить свое противостояние с новой силой: по традиции, кандидат во властители должен овладеть руинами дюжины местных храмов. За поворотами сюжетной линии можно следить по роликам между миссиями и по чуть более многочисленным внутриигровым сообщениям со стандартными, даже довольно банальными персонажами игры на военную тематику: в наличии у нас и старый генерал, отдающий приказы, и симпатичная телекорреспондентка, и соперник – отличающийся прескверным характером командир соседней армии, и ретивый капитан-подчиненный, регулярно докладывающий нам о положении дел в окопах.

Хотя, по правде говоря, за сюжетом можно и вовсе не следить. В отличие, скажем, от Massive Assault и других ранних работ прославленной ныне Wargaming.net, эта составляющая геймплея у немцев явно не была в приоритете. Главное здесь другое: классическая тактика ведения боевых действий – с планированием на несколько ходов вперед, с тщательно продуманным передвижением юнитов, с бережным отношением к каждой вверенной нам боевой единице – и без каких бы то ни было излишеств в виде дипломатии, строительства или налогообложения. KING Art поставила своей целью воплотить идеи лучших варгеймов двадцатилетней давности, таких как Battle Isle или Panzer General, на новом технологическом и визуальном уровне, но при полном уважении к классике в плане сохранения духа игрового процесса, требующего неотступного внимания и на каждом ходу принуждающего к принятию нелегких решений.

Пожалуй, сделать это разработчикам все-таки удалось. В визуальном плане Battle Worlds: Kronos выполнена вполне неплохо, изображения войск и строений симпатичные и детализированы даже при максимальном приближении камеры – последнюю, на радость ветеранам стратегий 1980-х годов, можно и отдалить до того уровня, на котором трехмерные юниты превращаются в двухмерные значки на плоском поле из шестиугольников. При этом игра не пытается отпугнуть новичков запредельной сложностью в освоении – первая, обучающая миссия в режиме кампании позволяет вникнуть в игровой процесс минут за пятнадцать. Другое дело, что уже вторая из миссий заставляет вдоволь почесать в затылке, выполняя приказ по сопровождению не умеющих атаковать и защищаться транспортов из точки А в точку Б при постоянном преследовании со стороны противника и с реальной угрозой окружения…

Поскольку сеттинг выдержан в духе sci-fi, среди управляемых нами боевых единиц преобладают танки и самоходная артиллерия. Позднее в ходе кампании к ним будут добавляться корабли, авиация и пехотинцы-снайперы. Помимо привычных показателей «здоровья», наносимого урона, брони и уровней опыта, каждый юнит обладает двумя из трех типов очков действий: движением, атакой и «джокером» (то есть, первым или вторым действием на выбор), – интересный момент, позволяющий неплохо сбалансировать показатели наших войск. К примеру, «Разбойник» – легкая и быстрая боевая машина с дистанционной атакой – может похвастаться сразу двумя джокерами, а значит, за каждый ход способен два раза передвинуться, или два раза выстрелить, или проделать и то, и другое по одному разу, – но при этом он крайне уязвим в «рукопашном» бою и требует основательного прикрытия со стороны более медленных танков. Умелое маневрирование, координация действий всех войск – задача непростая и довольно увлекательная: так, каждый юнит получает бонус к атаке, если рядом с ним находится другая дружественная единица.

Всего сюжетных карт-миссий в Battle Worlds: Kronos насчитывается тринадцать штук – в двух кампаниях, которые идут одна за другой и рассчитаны авторами примерно часов на тридцать прохождения. Однако, игра скорее располагает к неторопливому стилю ведения боя – и даже к переигрыванию уже пройденных этапов с целью выполнения всех побочных заданий меньшей кровью. Последнее тем более актуально, что переносить в следующую миссию разрешается только войска, как минимум дважды получившие повышение уровня – и, разумеется, умудрившиеся при этом дожить до победы.

А вот что вызывает недоумение, так это одинаковые юниты почти у всех враждующих сторон. На три десятка боевых единиц и зданий, общих для трех основных противоборствующих фракций, приходится всего по одному-единственному уникальному юниту: странное решение разработчиков, объясняемое разве что нехваткой времени и ресурсов. Правда, во второй сюжетной кампании удастся поиграть за четвертую фракцию – «Резидентов», коренных жителей разрушенного войной Кроноса. Туземцы, в отличие от более продвинутых «захватчиков», не могут похвастаться технической мощью: в их войсках преобладает пехота, а в тактике – партизанские методы ведения войны с акцентом на различные stealth-умения. Пехоту, кстати, не стоит недооценивать и при игре за другие стороны конфликта: снайперы или пехотные роботы единственные изо всех наших войск способны захватывать склады, радары, пристани и заводы противника. В первых из них, если повезет, можно будет обнаружить пару-тройку бесхозных танков или вертолетов, а последние служат для производства легких или тяжелых боевых единиц за ресурсы, которые, опять-таки, в основном добываются в ходе планомерного захвата вражеской территории.

Кроме сюжетной кампании, присутствует и одиночный режим игры против AI – увы, насчитывает он всего лишь три карты. Есть, впрочем, надежда на скорое пополнение их числа не без помощи самих игроков – редактор карт можно скачать с официального форума. Для многопользовательского режима карт поставляется побольше, целый десяток – из них только по одной для трех или четырех участников. Мультиплеер тут, помимо простого и привычного hot-seat, кросс-платформенный и асинхронный. Играть по сети (создав закрытую игру на пару с другом, или же открытую с возможностью подключения любого игрока онлайн) можно, следуя логике вдумчивого стратегического геймплея, ничуть не торопясь, установив лимит времени на ход от 8 до 72 часов. Конечно же, ничто не мешает при этом играть совместно и в режиме реального времени.

Игра была выпущена сразу на семи языках, включая русский, – причем, с озвученными на всех языках видео-роликами, что в последнее время встречается не так уж и часто. К сожалению, ускоренные сроки выхода неминуемо сказались на множестве ошибок и недоработок в релизной версии, особенно в локализациях: тестирование если и имело место, то лишь для немецкого и английского варианта. Надо заметить, что вошедший в последнее время в моду выпуск игр в режиме «раннего доступа» не позволяет определенным образом провести грань между недостатками и достоинствами и обозначить, где заканчивается сбор денег за сыроватую бета-версию – и где начинается продвижение концепции «игры как сервиса», напоминающей о постоянных обновлениях в духе MMORPG. Релиз Battle Worlds: Kronos вовсе не числится в категории Early access, однако многие весьма существенные элементы и особенности будут добавляться авторами в течение последующих месяцев. Так, помимо очевидного исправления багов, уже на следующей неделе нам обещают появление системы рейтингов и лиг для мультиплеера, к концу ноября – браузерную версию (призванную намного упростить участие в асинхронном многопользовательском режиме игры), и множество новых официальных карт до конца года. В начале же 2014 г. нас ожидают версии для iOS, Android и Ouya, а также полноценное дополнение Trains с третьей кампанией на десять часов прохождения и новыми боевыми единицами.

Разумеется, это нисколько не означает, что игре не стоит уделить внимание уже сейчас. В конце концов, все вышеперечисленное владельцы Battle Worlds: Kronos получат совершенно бесплатно – и у них есть, чем заняться и до появления патчей и обновлений. Ветераны классических военных стратегий могут порадоваться имеющимся возможностям в плане ведения боевых маневров, а новички – попробовать приобщиться к достаточно сложному игровому процессу, не испытывая отвращения при взгляде на графику и интерфейс. Несмотря на все свои относительные недостатки, Battle Worlds: Kronos – очень достойный выбор в редком на сегодня жанре wargame.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: