Обзоры
Рецензия на фильм «На границе миров» / Border
46

Рецензия на фильм «На границе миров» / Border

Рецензия на фильм «На границе миров» / Border

«На границе миров» – один из тех фильмов, которые редко можно увидеть на больших экранах. Он одновременно отталкивает и очаровывает, заставляя лицом к лицу столкнуться с неловкими темами. Не зря лента, премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале, получила премию программы «Особый взгляд».

«На границе миров» / Border

Жанр: фэнтези, драма
Режиссер: Али Аббаси
В ролях: Ева Меландер (Тина), Ээро Милонофф (Воре), Йорген Торссон (Роланд), Анн Петрен (Агнета), Стен Льюнггрен (отец Тины) и др.
Компании: Meta Film Stockholm, Spark Film & TV, Kärnfilm
Год выпуска: 2018
Сайт: IMDB

«На границе миров» – второй полнометражный фильм шведского режиссера иранского происхождения Али Аббаси. Он занимался не только съемками, но и написанием сценария, в основу которого лег рассказ писателя Юна Айвиде Линдквиста, получившего известность благодаря роману ужасов «Впусти меня». Однако ленту «На границе миров» не стоит определять к жанру хоррор, это нечто совершенно новое и не вписывающееся в привычные рамки кинематографа. В фильме социальный реализм, скандинавское фэнтези и готическая романтика объединяются в одно целое, чтобы бросить вызов зрителю и ловко выхватить его из зоны комфорта.

Главная героиня фильма, женщина по имени Тина, сотрудник таможни, которая помогает выявлять нарушителей, пытающихся пронести запрещенные предметы. Ее внешность отличается от других людей – черты лица Тины напоминают животный облик, что становится причиной грубых комментариев незнакомцев. Кроме этого она, подобно собаке, принюхивается к проходящим мимо пассажирам, выискивая среди них преступников. Тина может учуять сильные эмоции страха и стыда, которые обычно скрывают от посторонних. Коллеги понятия не имеют, почему она обладает такими особенностями и не утруждают себя лишними вопросами, пользуясь лишь результатом ее работы.

В личной жизни у Тины тоже нет крепких социальных связей, она изредка наведывается в дом престарелых, где живет ее отец, страдающий деменцией, или перекидывается короткими фразами со своим сожителем. Единственное место, где Тина чувствует себя по-настоящему счастливой и живой, – это лес, расположенный у ее дома. Там она ощущает единение с природой, что в фильме проиллюстрировано красивыми сценами, в которых дикие животные с доверием идут на контакт с Тиной.

Монотонная рутина героини прерывается, когда в один из рабочих дней она встречает незнакомца по имени Воре, чьи физические характеристики схожи с ее внешностью. Заподозрив его в преступлении и не выявив ничего противозаконного, Тина находится в замешательстве. Героиню тянет к нему, и она чувствует новую эмоцию, происхождение которой объяснить для себя пока не может. Кажется, что жизнь Воре таит в себе много странных загадок и аномалий, но именно они шаг за шагом открывают Тине правду о ее происхождении.

Один из самых важных этапов фильма – это начало физической связи главных героев, которая становится интересным испытанием для зрителя. Режиссер Али Аббаси показывает любовную сцену между Тиной и Воре так необычно, что в памяти довольно сложно воскресить нечто похожее из других лент. Близость персонажей кажется дикой, чувственной и одновременно пугающей, но при этом абсолютно естественной лесной симфонией. Более того, она срывает гендерные границы, меняя местами женщину и мужчину.

Важно подметить, что с помощью экранных отношений Тины и Воре ломаются привычные социальные конструкции. За ними стоят неудобные вопросы о том, что есть нормой общества, что принято считать отклонением и тем, чего стоит сторониться. Взять хотя бы внешность главных героев – какое-то время у зрителя уходит на то, чтобы привыкнуть к необычной картинке, где нет безупречных голливудских актеров. Приняв это, перед нами появляется новая порция интимных и дискомфортных тем, игнорировать которые получится разве что покинув зал.

Эффект небезразличия у зрителя появляется благодаря игре шведской актрисы Евы Меландер и финского артиста Ээро Милонофф – они великолепно перевоплощаются в персонажей, пропуская через себя инстинкты, не присущие людям. Учитывая то, что перед каждым съемочным днем гримеры накладывали на них специальные силиконовые маски, через которые было непросто показать эмоции, свою работу актеры выполнили на отлично.

Похвалы заслужил и Алли Аббаси, который по-новому раскрыл дилемму добра и зла, обращаясь к проблемам меньшинств (на Каннах в образах главных героев видели и представителей ЛГБТ, и людей с инвалидностью, и даже мигрантов). В ленте, созданной Аббаси, изгои находят свою любовь, но перед ними тут же открывается выбор моральных устоев – как поступить с теми, кто был причиной их долгих страданий.

4
Редакция ITC.UA
Плюсы: необычный жанр фильма, новый взгляд на вечную тему о том, где находится корень зла – монстрами рождаются или же ими становятся
Минусы: в картине немало сцен, которые могут показаться неприятными для тех, кто не привык к фестивальному кино. Смотреть с детьми его точно не стоит
Вывод: фильм «На границе миров» показывает, насколько поверхностное суждение бывает обманчивым. Открывает мир отличий от признанных норм и процесс познания себя, который, благодаря скандинавской мифологии и магическому реализму, не оставляет послевкусия банальной истории

LG рекомендует:

от 12 013 грн
Предложений: 40
от 11 343 грн
Предложений: 27
от 12 628 грн
Предложений: 32
от 14 998 грн
Предложений: 15