Обзоры
Growbot, или из жизни цветочных роботов-девочек

Growbot, или из жизни цветочных роботов-девочек

Growbot, или из жизни цветочных роботов-девочек

С лёгкой руки чешской компании Amanita Design и её основателя Якуба Дворски в жанре приключенческих игр появилось новое направление – «саморостоиды», от названия целой серии (на данный момент трилогии) адвенчур. В отличие от классических квестов, данные вещи немного облегчены по части загадок и инвентаря и не отличаются особой масштабностью, а акцент в них делается на необычный мир – как правило, не без налёта сюрреализма, с различными маленькими и диковинными существами. А заодно — и на самобытную атмосферу, суть которой сложно передать словами и которая складывается из множества мелких деталей и основана прежде всего на тщательно прорисованной графике ручной работы и на медитативной музыке. Growbot явно покушается на лавры незабвенного чешского «Машинариума»: если бывают истории про мальчиков-роботов, то почему не быть и сказке про роботов-девочек, причём с некоторым уклоном в цветоводство и в музицирование? Впрочем, хватает здесь и настоящих головоломок, а получившееся маленькое приключение вполне может заинтересовать и куда более широкую аудиторию.

Growbot

Жанр Адвенчура / Головоломка
Платформы Windows / Mac OS / Linux
Разработчик Wabisabi Play
Издатель Application Systems Heidelberg
Официальный сайт, Steam, GOG

Wabisabi Play – компания с японским названием, которая состоит из одного человека, британской художницы Лизы Эванс, до этого занимавшейся преимущественно иллюстрированием детских книг. Впервые о планах по созданию собственной игры, вдохновлённой одновременно Machinarium Якуба Дворски и Amanita Design и ещё более классической и уникальной Loom Брайана Мориарти 1990 года от Lucasfilm Games, автор заявила ещё в 2016 году, когда Growbot появился на давно с тех пор закрывшейся платформе «народного голосования» Steam Greenlight. Доведение же далеко не самого масштабного проекта до ума растянулось на несколько лет, в том числе благодаря усилиям немецкого издателя Application Systems Heidelberg, явно более компетентного по части программирования. Кроме Лизы Эванс, ключевое участие в разработке приняла ещё одна женщина – американка с французскими и китайскими корнями Джессика Фишо, музыкантша и аккордеонистка, отвечающая за все здешние мелодии.

Антураж Growbot и правда весьма необычен и поначалу может даже несколько озадачить: вступительный ролик довольно лаконичен и оставляет по себе больше вопросов, чем ответов. Правда, первым же предметом, который попадает в наши руки после того, как управление переходит к игроку, оказывается фолиант с описанием предыстории здешнего мира, его флоры и фауны и др.: не самый удачный способ погрузить игрока в сюжет, ну да не будем придираться. Итак, события разворачиваются где-то в космосе; на астероиде под названием Кью обитает десятка три маленьких роботов – «ростоботов» (именно так именуются эти существа в русском переводе вынесенного в заголовок термина «growbot»); некогда они были созданы в качестве игрушечных «тамагочи» для дистанционного управления с Земли, но после оказались заброшены – и восстановлены уже вновь нашедшей их инопланетной расой «геологов». Последние использовали для этого энергию растущих цветов и не менее цветных кристаллов – и организовали с их помощью сеть из защитных станций вокруг астероида, возглавляемых «капитанами». Судя по всему, одной из таких важных персон, которые могут выращивать цветы прямо в своей голове, призвана была стать и наша героиня –юный ростобот по имени Нара. Но стоило только ей приступить к обучению, как неизвестная сила атакует её космическую станцию, повреждает или похищает оставшихся капитанов и оставляет её одну, – так что как в своих способностях, так и в сути всего происходящего нам вместе с Нарой придётся разбираться самостоятельно.

Несмотря на вроде бы заявленный антураж в духе научной фантастики, по своему внешнему виду игра напоминает скорее Botanicula: всевозможные механизмы вокруг и правда присутствуют, но на первом плане оказываются всё же разнообразные растения, пчёлки и прочие букашки. А, скажем, едва ли не первое встретившееся нам существо называется тут Звездопузя – и представляет собой некую инопланетную голограмму в виде пушистого йети, но с целой галактикой вместо живота… К счастью, как и в случае со всё тем же «Машинариумом», маленькие игрушечные персонажи – вовсе не показатель того, что игра предназначена исключительно для маленьких детей. Зато графика выполнена здесь и правда превосходно, – тот случай, когда чуть ли не каждая травинка тщательно и любовно прорисована от руки, да и музыкальное оформление оставляет по себе столь же приятные впечатления, а всё это вместе создаёт атмосферу оригинальной волшебной сказки.

Интерфейс игры выполнен в стиле point-and-click и в перспективе от третьего лица, хотя задействована лишь левая кнопка мыши, отвечающая и за передвижение Нары (если двойным щелчком, то быстрое), и за взятие или осмотр объектов интереса. Курсор представляет собой кружок, меняющий цвет в зависимости от обстоятельств: в обычных условиях он заполнен белым, тогда как синий сигнализирует о том, что управление в данный момент неактивно (например, демонстрируется какая-то сценка), а красным он становится при подведении к одной из активных точек. В традициях «саморостоидов» каждая локация занимает один экран, однако стрелочки внизу намекают на возможность перехода в соседнюю комнату по нажатии на них, – условная «глава» приключения ростобота, действие которой разворачивается на одном из этажей станции, состоит из нескольких таких дискретных локаций, на каждом из которой можно обнаружить что-нибудь полезное для решения текущей задачи.

Да, инвентарь у нас имеется, и даже не один, а сразу два: в левой части экрана – под тремя чёрточками для вызова главного меню с возможностью сохранения и загрузки – расположены неубираемые ячейки для постоянных предметов, тогда как справа находятся «одноразовые», расходуемые на различные действия. К числу первых относятся, например, та самая книга с рассказом о здешнем мире, особый кристалл для активации скрытых сообщений и др. Отдельно следует отметить здесь одно живое существо, которым мы обзаводимся вскоре после начала, – зовут его (точнее, её) Мозгусеничка и предназначена она для получения опциональных подсказок относительно действий с любой из активных точек в первой половине игры. Для этого её следует зажать левой кнопкой мыши и перенести на интересующий нас объект, – этим же способом реализовано и использование всех предметов из содержимого инвентаря, включая их комбинирование (но уже только из «правой» части нашего вещмешка).

С загадками и вообще с сюжетом и игровым процессом дело у Growbot обстоит несколько хуже, чем с внешним видом. Текста и бесед со встречными персонажами будет довольно много, но с задачками он связан мало и предназначен, в основном, для раскрытия сюжета (озвучки в Growbot нет). Большую часть времени нам предстоит исследовать необычную космическую станцию и ремонтировать её оборудование – которое, стоит заметить, часто оказывается одушевлённым и вообще выполненным в стиле «биопанк», а не «хай-тек». Головоломки весьма разнообразны и не по-детски серьёзны, но преимущественно относятся всё же к категории «механических» – от расстановки шестерёнок или частей сломанного робота на нужные места до разновидностей «пятнашек» и перенаправления потоков воды путём конфигурации системы труб и клапанов, – хотя встретятся нам и математическая задачка, и лабиринт. Кстати сказать, управлять миниатюрным героем, перемещающимся по этому последнему, не очень удобно: слишком уж мелкими оказываются здешние коридоры, и часто щелчок курсором отправляет протагониста совсем не туда, куда хотелось бы.

Особое место среди головоломок занимает основная здешняя забава – называется она «аранжировка цветов» и представляет собой то самое наследие Loom (где почти всё взаимодействие нашего героя с окружающим миром осуществлялось при помощи различных «заклинаний», состоящих из четырёх музыкальных нот каждое). Через некоторое время после начала на левой инвентарной панели у нас появляется значок треугольника с разноцветными точками внутри – это устройство используется для преодоления «защитных щитов», изредка появляющихся на локациях и преграждающих нам путь к какой-нибудь очередной комнате или достопримечательности станции. Такие препятствия представляют собой последовательность из шести музыкальных звуков, обозначающихся различными цветками (подсолнух, физалис, кувшинка и т.д.); поначалу у нас имеется всего лишь одна маргаритка (т.е. наиболее лёгкий, первый щит состоит из одного и того же звука, повторяющегося шесть раз), но по мере прохождения число компонентов возрастает до двенадцати включительно. Задача заключается в том, чтобы, увидев на локации очередной щит, запустить мини-игру «аранжировки звуков»: сначала здесь следует нажать на кнопку «послушать», а затем – воспроизвести искомую мелодию, расставив по шести ячейкам нужные цветы, каждый из которых издаёт свою ноту. Затем щёлкаем по «создать» – и в инвентаре справа у нас появляется значок соответствующего щита, который теперь можно переместить на его аналог на основном экране – и таким образом освободить дорогу. При этом предусмотрено и значительное послабление для тех игроков, которым не посчастливилось попасть ухом под лапу медведя: при нажатии в интерфейсе «аранжировщика» на кнопку «подсказки» все звуки будут отображаться просто надписями с названиями соответствующих цветов.

Увы, основным недостатком Growbot оказывается её чрезмерная краткость и простота: даже если вы всё же станете ломать голову над местными задачками и не поддадитесь искушению использовать подсказки, то всё равно провести на космической станции в компании ростоботов у вас получится часа так три, максимум четыре. Что несколько маловато для игры, находившейся в разработке более пяти лет, – да и к некоторым особенностям местного управления тоже можно при желании придраться, как и к не самому гармоничному сочетанию головоломок с сюжетной линией. Так, идея «аранжировщика цветов» выглядит очень даже интересной, но реализована она как-то не в полную меру, как будто бы авторы искусственным образом расставили на локациях препятствия, чтобы растянуть процесс, – в отличие, скажем, от того же Loom, где «музыкальные» загадки были неотделимы и от излагаемой истории, и от всего игрового мира. Зато графическое и музыкальное исполнение Growbot реализовано выше всяких похвал, так что на творение Wabisabi Play стоит взглянуть уже для того, чтобы просто полюбоваться здешними существами, – и отнюдь не только маленьким девочкам.

4
Оценка ITC.UA
Плюсы: Необычная и оригинальная графика ручной работы; забавные маленькие существа; музыкальные загадки
Минусы: Не самая выразительная подача сюжета; мелкие неудобства по части управления
Вывод: Очень красочная и очень коротенькая игра с несколькими любопытными идеями

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: