
3 июля на сервисе Netflix вышел комедийный боевик «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф.», в котором Эдди Мерфи уже в четвертый раз перевоплощается в детектива полиции Детройта Акселя Фоули. Релиз происходит через 40 лет после премьеры первой части и через 30 — после выхода третьей. В рецензии ниже немного вспоминаем о прошлых достижениях и рассказываем, есть ли еще порох в пороховницах детройтского копа, неравнодушного к солнечному калифорнийскому городу.
«Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Ф.» / Beverly Hills Cop: Axel F
Жанр комедийный боевик
Режиссёр Марк Моллой
В ролях Эдди Мерфи, Тейлор Пейдж, Джозеф Гордон-Левитт, Джадж Рейнхольд, Пол Райзер, Кевин Бейкон, Марк Пеллегрино, Джон Эштон
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Детектив полиции Детройта Аксель Фоули не собирается переходить на скучную офисную работу и уж точно не намерен уходить на пенсию, а все еще предпочитает нести службу на улицах города. И вот, судьба снова заносит непоседливого копа в Беверли-Хиллз, а это значит, что солнечному калифорнийскому городу нужно готовиться к новому всплеску хаоса и разрухи.
Когда выясняется, что жизнь дочери Акселя, адвокатессы Джейн, находится в опасности, он тут же прибывает в родную сердцу местность. Там Фоули встречается со старыми знакомыми, бывшими напарниками Билли Роузвудом и Джоном Таггартом, а также знакомится с новыми персонажами — капитаном отдела по борьбе с наркотиками Кейдом Грантом и детективом Сэмом Эбботом. Теперь главному герою только и остается, что выявить, кто посмел тронуть Джейн, и провести серьезную воспитательную работу с негодяями.«Полицейский из Беверли-Хиллз» — эталонный комедийный боевик о друзьях-полицейских, вышедший из-под крыла продюсерского тандема Дона Симпсона и Джерри Брукхаймера. Последний подарил миру такие экшен-ленты, как «Лучший стрелок», «Дни грома», «Скала» и «Плохие парни» — еще один представитель жанра buddy cop, только уже родом из 90-х. Последние, к слову, успешно возродились в 2020-м и даже не собираются почивать на лаврах. Теперь вот очередь дошла до доставания из еще более далекого прошлого хита с неизменным Эдди Мерфи.
До выхода нового фильма франшиза насчитывала три полнометражки, которые в общем собрали 735 миллионов долларов. Серия стала визитной карточкой фильмографии Эдди Мерфи, подарила миру легендарную инструментальную композицию Axel F, которая не перестает взрываться новыми витками популярности — от ремикса Crazy Frog до трендов в TikTok, — и приобрела культовый статус.
Если первая часть при бюджете в $13 млн. собрала в прокате только в США более $230 млн. и претендовала на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», то производство третьей обошлось уже в $50 млн., но фильм провалился, заметно потеряв в качестве. Номинации на две «Золотые малины» стали явным тому подтверждением. Взяться за следующую серию хотели с середины 90-х, но лента попала в производственный ад. Постоянные переписывания сценария, смена режиссеров (на определенном этапе ими значился дуэт Адиль & Билал, ответственный за новейших «Плохих парней»), попытки реализовать проект в формате сериала в итоге ни к чему не приводили.
Но как бы там ни было, четвертое пришествие неугомонного Акселя Фоули наконец-то происходит. И похоже оно скорее на приятный, ностальгический междусобойчик давних друзей, чем на попытку вдохнуть свежий воздух в забронзовевшую франшизу и такой же жанр. Это своего рода «Неудержимые» от бадди-муви, когда приятно видеть на экране старых знакомых, однако четко понимаешь, что это лишь пенсионерский камбэк прославленных героев, лучшие времена которых далеко позади.
В самом начале, пока действие еще не переносится в Калифорнию, суровые детройтские снега резко контрастируют с привычными здесь, залитыми щедрым солнышком пальмами и лакшери районами. Но Фоули стремительно натягивает на себя аутентичную бейсбольную куртку, синие джинсы и белые кроссовки и под саундтрек из 80-х снова отправляется фирменно лыбиться в Беверли-Хиллз.
Но. Если успешные первые две ленты были пропитаны ярким вайбом 80-х, а центральный персонаж руководствовался лозунгом «я вас научу всему плохому, что знаю сам», то «Полицейский из Беверли-Хиллз» образца 2024 года далек от подобного хулиганства.
Престарелому копу уже не очень подходит валять дурака ради того, чтобы его пропустили в элитное заведение или дорогой отель (в фильме есть эпизод, который обыгрывает этот нюанс). Поэтому и моментов, где Эдди Мерфи может проявить свой комедийный талант, здесь ничтожно мало. Вместо череды забавных ситуаций и отыгрышей, которые были фишками предшественников, получаем абсолютно провальную сюжетную линию с дочерью Акселя Фоули. А вместо прокуренных стрип-клубов с обнаженными красотками — какой-то нелепый караоке-бар с Луисом Гузманом с накрашенными ногтями. Но в этот раз хотя бы не парк аттракционов — и уже хорошо.
При этом лента не может похвастаться каким-то действительно захватывающим приключением-расследованием. Повествование лишено стройности и буквально увязает в бесконечной, незатейливой болтовне, и тут мы снова вспоминаем катастрофически лишнее выяснение отношений Фоули и его дочери.
Основная проблема «Акселя Ф.» — его авторы пытаются выехать исключительно за счет старых наработок, ностальгичности и приятных отсылок к первому фильму, без каких-либо амбиций привнести в серию что-то новое.
Фильм полностью и бесповоротно следует хорошо знакомым канонам жанра, если не сказать, что злоупотребляет клише. Прыжок ради спасения родного человека от пули в слоумо — это уже вообще никуда не годится. Новые персонажи, а это в первую очередь герои Тейлор Пейдж и Джозефа Гордона-Левитта, — не представляют никакого интереса. Бюджет размером в $150 млн. не ощущается вовсе. Если начальная погоня на снегоочистительном грузовике выглядит еще неплохо, то причудливый полет на вертолете не добавляет какого-то восторга. Зато приятно снова увидеть в кадре старую гвардию. Глобально это может стать спасательным кругом, но исключительно для поклонников франшизы. Тут вам и Пол Райзер, и Джадж Рейнхольд, подозрительно похожий на Микки Рурка (а тот когда-то претендовал на титульную роль), и старенький Джон Эштон, который отсутствовал в третьем фильме. Никуда не исчезла и культовая Axel F, которую можно услышать сразу в нескольких вариациях.
Жаль только, что создатели проявили фантазию исключительно в отношении саундтрека. «Проклятый Фоули, снова за свое!» — рассерженно проговаривает Джон Таггарт в одной из сцен. И действительно, сюжет следует по изрядно протоптанной тропе, опирается на былые заслуги здешних звезд и предлагает все то, что мы неоднократно видели ранее. Но этого оказывается недостаточно, чтобы претендовать на нечто большее, чем сомнительный статус проходного кино.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: