30 октября на экраны кинотеатров вышла черная комедия с намеками на научную фантастику и привкусом абсурдизма «Бугония» от греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. Если вы знакомы с творчеством этого господина, для вас точно не станет сюрпризом причудливость и странность его кинематографа. Равно как и то, что в нем перманентно сверкает звездочка Эммы Стоун. Одним из продюсеров выступил Ари Астер, в недавнем «Эддингтоне» которого актриса засветилась во второстепенной роли. На какие решительные шаги идут постановщик и его муза в новой совместной работе, и чем это оборачивается для зрителя — предлагаем узнать в обзоре ITC.UA.
«Бугония» / Bugonia
Жанр научно-фантастическая черная комедия
режиссёр Йоргос Лантимос
В ролях Эмма Стоун, Джесси Племонс, Алисия Сильверстоун, Эйдан Дельбис, Ставрос Халкиас, Седрик Дюморне
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2025
Сайт IMDb, официальный сайт
Неопрятный патлач с жирными волосами Тедди Гатц — ярый конспиролог, пчеловод (где-то здесь мог напрячься один Джейсон Стейтем) и рядовой работник крупной фармацевтической компании Auxolith. Вместе с не слишком сообразительным кузеном Доном он задумал похитить инопланетного агента, которые, по его убеждению, снуют среди нас с недобрыми намерениями относительно дальнейшей судьбы человечества.
Мишель Фуллер — крутая самодостаточная бизнесвумен и генеральный директор той самой фирмы, где трудится Тедди. По уместному для него стечению обстоятельств именно эту даму сторонник теорий заговора считает пришельцем из Андромеды. Ситуация приобретает еще и личностный характер, ведь когда-то больная мать Тедди подверглась лечению от Auxolith, и это ничем хорошим не закончилось. Поэтому в один солнечный день он и Дон похищают «инопланетянку» с целью добиться аудиенции с ее руководством и предотвратить неизбежную для землян катастрофу.
Йоргос Лантимос упорно продолжает раз за разом вгонять зрителя в ступор. Это именно тот человек, который заставил Колина Фаррелла загадать превратиться в лобстера (это желание было воплощено в жизнь Каей Гербер в прошлонедельной «Маске»), а Эмме Стоун предоставил простор для самых ярких перфомансов в ее карьере, начинавшейся, напомним, с легкомысленных комедий. Какие мысли роятся в голове у этого самобытного представителя «греческой странной волны» — одному только Богу известно. Но при желании копаться в них — занятие довольно любопытное.
«Бугония» стала уже третьей полнометражной лентой для Лантимоса за последние два года и четвертой совместной работой со Стоун после «Фаворитки» (2018), «Бедных созданий» (2023) и «Видов милосердия» (2024), откуда сюда перекочевал еще и заметно похудевший Джесси Племонс. Это римейк южнокорейской ленты «Спасите зеленую планету!» (2003) Чан Чжун Хвана — тогда режиссер вдохновился фильмом «Мизери» (1990) по одноименному роману Стивена Кинга и сайтом, где утверждалось, что Леонардо Ди Каприо — пришелец, стремящийся покорить Землю и соблазнить всех женщин (до 25 лет, наверное стоит добавить от себя).
Лантимос же вдохновлялся древнегреческой мифологией. Если «Убийство священного оленя» (2017) отсылало к трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», то «Бугония» питается одноименным античным ритуалом, согласно которому из мертвого тела быка должны появиться пчелы. Это символизирует спасительный процесс перерождения, который, впрочем, невозможен без принесения жертвы. Обновление, которое не произойдет без краха «старой системы».
Пусть греческий кинодел на этот раз и переосмысливает чужой материал, но выразительный лантимосовский стиль чувствуется невооруженным взглядом. В первую очередь это касается сатирического взгляда на общество. В нашем случае — отдельных его представителей из разных социальных слоев. В «Бугонии» они сталкиваются буквально лбами. С одной стороны ринга — на первый взгляд безумные идиоты, обклеивающие фольгой окна в доме. С другой — бездушная капиталистическая стерва, которая, кажется, давно забыла, что такое действительно быть человеком. В потрепанном подвале заброшенной лачуги столкнутся два противоположных мира, и с обоими явно не все в порядке.
Сдобрен этот достаточно циничный режиссерский взгляд выразительным абсурдизмом, тонкой красной нитью проходящий сквозь все творчество грека и красноречиво характеризующий его отношение к человеческой сущности как таковой.
Не обошлось и без фирменных провокаций. Во-первых, Эмме Стоун побрили голову (ведь хитрая андромедианка может связаться со своими с помощью волос!). Актриса не побоялась повторить то, что когда-то провернули ее коллеги — Сигурни Уивер в «Чужом 3» (1992), Деми Мур в «Солдате Джейн» (1997) или Натали Портман в «V значит Вендетта» (2005). Во-вторых, лантимосовское мироустройство предполагает то, что развешанные на протяжении истории ружья обязательно выстрелят. В-третьих, автор показывает свое умение выстроить душную и напряженную атмосферу и поиграть с ожиданиями зрителя, но явно не ставит это целью.
Подкрепляется экранное «безобразие» уже привычно филигранной операторской работой, идеально выстроенными мизансценами, замечательными актерскими выступлениями и оркестровым саундтреком от Джерскина Фэндрикса, который лупит по тебе словно кувалдой по голове. На выходе зритель получает, как всегда, что-то странное, незаурядное, увлекательное и обязательно дискомфортное. Смешное и одновременно чрезвычайно грустное, мрачное и зловещее.
Относиться к такому кино можно по-разному, однако отрицать тот факт, что оно стоит внимания, нет никакого смысла. И чем меньше вы будете знать перед просмотром, тем лучше.
Наверное, только Йоргосу Лантимосу было по силам поместить в кадр причудливую версию Джея и Молчаливого Боба, которые вместо курения травки с головой погрузились в конспирологию, и выдать нечто подобное. Конечно, никакое, даже самое остроумное кино, ныне не способно нести какую-то разоблачительную функцию относительно сумасшествия мира — для этого достаточно просто зайти в интернет или посмотреть в окно. Лантимос это прекрасно понимает, поэтому и прибегает не к разоблачению, а к безжалостной сатире. К тому же, пусть лучше жизнь в этом безумии будет с соответствующим кино, чем без него.


Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: