Обзоры
Sunless Sea: на страшном, чёрном море

Sunless Sea: на страшном, чёрном море


Sunless_0

Конец XIX века. Минуло уже тридцать лет с тех пор как Лондон в буквальном смысле слова провалился под землю вместе со всеми своими обитателями – и лежит он теперь под сводами огромной пещеры, в вечном полумраке, на берегу мерцающего подземного моря, которое по-местному именуется немного на иностранный манер: Унтерзее. Многочисленные городские районы превратились в острова, почти полностью изолированные друг от друга, – ведь мало кто из жителей сумрачного Нижнего мира отважится на путешествие, преисполненное стольких неведомых опасностей. Лишь немногие смельчаки-капитаны выходят из доков Падшего Лондона на своих паровых судах, пытаясь нанести на карту затерянные земли, распространяя по всем краям света, никогда не видавшего солнца, последние новости и экзотические товары, и рискуя встретиться с никем ещё до этого не виданными чудовищами.

Sunless Sea

Жанр RPG / survival horror
Платформы Windows / Mac OS
Разработчик Failbetter Games
Издатель Failbetter Games
Сайт failbettergames.com/sunless

Оценка

Оригинальная сумрачная атмосфера, море сюжетных историй, ситуаций выбора и возможностей геймплея

Мелкий шрифт текста при высоких разрешениях экрана, серьёзные требования к знанию английского языка

Шедевр ручной работы, способный увлечь на много часов

Маленькая британская компания Failbetter Games, расположенная в Гринвиче, выпустила свою первую игру, Fallen London, ещё в 2009 году. Вряд ли, однако, многим доводилось с ней встречаться: браузерная текстовая (со статичными иллюстрациями) free-to-play RPG – не самое привлекательное сочетание качеств для большинства геймеров. Вот почему в сентябре позапрошлого года авторы вышли на Kickstarter с новым проектом, который сохранял бы изобилие текстов, историй-квестов и нелинейных ситуаций «Падшего Лондона», прибавляя к нему более наглядный и традиционный ролевой игровой процесс в стиле rogue-like, с двухмерными морскими приключениями в том же самом атмосферном и оригинальном мире (и практически с теми же стильными картинками). Успешно собрав 100 тыс. фунтов вместо запрошенных 60 тыс., британцы пустили Sunless Sea в свободное плавание в режиме Steam Early Access уже 1 июля 2014 г. Открытое тестирование продолжалось до начала февраля, причём за это время игра обзавелась не только положенными улучшениями и дополнениями, но и, например, полностью переделанной – в соответствии с отзывами игроков – боевой системой, которая из пошаговой перешла в реальное время и стала гораздо более удобной и интуитивной.

Сеттинг «Бессолнечного моря» довольно точно характеризуется выражением «викторианская готика» – с лёгким налётом стимпанка и Лавкрафто-образных ужасов. Впрочем, самой королевы Виктории здесь не видно: именно она некогда позволила нечистой силе захватить столицу Британской империи, переместив её поближе к аду, – в обмен на продление жизни своего мужа, принца Альберта, – и с тех пор вот уже тридцать лет «Императрица-предательница» не покидает стен своего дворца… Как бы там ни было, над Лондоном теперь царит вечная ночь, озаряемая лишь лучами маяков, огнями портов и немногочисленных кораблей, бороздящих просторы Унтерзее. Из-за близости к преисподней часты появления различных демонов, сами представители человеческой расы несколько изменились в результате десятилетий пребывания в Нижнем мире, а многие местные острова и вовсе населены далеко не людьми. На одном из них вы застанете битву между Крысами и Свиньями (и сможете определить её исход), на другом встретите мирных Глиняных людей – големов, которые будут рады отправиться с вашей помощью в направлении Падшего Лондона, где их массово нанимают на подсобные работы, ну а где-то на дальних берегах Подземного моря притаился загадочный и могущественный Каганат – государство, поглощённое Нижним миром задолго до английской столицы и относящееся к её жителям с откровенной враждебностью.

В плане механики геймплея Sunless Sea представляет собой однопользовательскую исследовательскую игру на выживание – недаром среди своих источников вдохновения авторы упоминают, прежде всего, FTL и Don’t Starve. Хотя двухмерная картинка с видом сверху на одиноко плывущий кораблик вызывает в памяти скорее образ «Sid Meier’s Pirates!» – только не последнего их воплощения, весёлого, яркого и аркадоподобного, а того самого, первого, 1987 года выпуска, когда каждый выход в открытое море, не говоря уже о посещении портов противника, был делом опасным и рискованным.

Без риска у капитанов Унтерзее ничего не получится: топливо и провиант дороги и расходуются быстро, особенно с зажженными на корабле огнями, – а если их потушить, немало сэкономив на расходах, то стремительно начинает расти полоска индикатора последнего из трёх основных ресурсов – «ужаса». Чем дальше от Падшего Лондона, тем темнее становится море и тем выше риск погрузиться в пучины безумия. И если в случае исчерпания запасов топлива можно ухитриться пустить на растопку остатки провианта, а когда заканчивается этот последний, у капитана остаётся не очень привлекательная возможность закусить кем-нибудь из собственной команды, – то при заполнении полоски «ужаса» (сброс которой – до 50 из 100 максимальных – гарантирован при возвращении домой в Падший Лондон) ждите бунта матросов, выйти из которого живым посчастливится далеко не каждому шкиперу.

Тот же печальный конец поджидает вас и тогда, когда на корабле не остаётся ни одного человека экипажа (и не только вследствие голода или гастрономических упражнений капитана – но и из-за нападения монстров, из-за дезертирства в особо пристойных портах и множества других случайных происшествий), и в том случае, когда нуля достигает показатель прочности корпуса, – например, после неудачной битвы со встречным пиратским судном, медузой-переростком или одушевлённым айсбергом. Правда, гибель героя и его корабля – далеко не завершение всей игры: дело первого капитана будет продолжено следующим его наследником, с возможностью сохранения некоторой части имущества или команды. Будьте готовы к тому, что ваши первые несколько персонажей обречены на скорую смерть: обучение основам выживания происходит в «Бессолнечном море» довольно неторопливо. Только разве что третьему или четвёртому вашему подопечному, после того, как вы откроете для себя несколько способов накопить денег (местная валюта называется «эхо») и привыкнете к механике геймплея, суждена будет более долгая, но не менее рискованная жизнь морского странника. И всё равно – пройдёт немало времени до того, как новый капитан сможет позволить себе модернизировать корабль или, скажем, приобрести в Падшем Лондоне приличный особняк.

В отличие от тех же «Пиратов», морские бои являются здесь не более чем побочной темой для приключений: чудовищ и неприятельских кораблей не так уж и много, а полученные за победу трофеи – особенно на первых порах – часто не окупают даже затрат на ремонт судна от полученных повреждений. Подрабатывать торговцем также не особо выгодно – за исключением нескольких маршрутов, которые ещё нужно постараться открыть, – да и большую часть трюма вашего первого корабля всё равно займёт запас топлива и провианта. Так что самое главное и интересное кроется тут в исследовании мира (на начало игры на карту не нанесено ничего, кроме самого Падшего Лондона) – и тех историй, событий и квестов, которых этот мир способен предложить вам в огромном объёме. Не только количеству, но и качеству ситуаций нелёгкого и интересного выбора позавидуют даже стратегии вроде «Эадор» или Expeditions: Conquistador. Глаза буквально разбегаются от обилия возможностей и нелинейных сюжетных линий: не только в Лондоне, но и в каждом порту, которых здесь насчитывается около трёх десятков, вас ждут тайны и неожиданные знакомства, сложные многоуровневые задания и случайные происшествия различной степени неприятности – не говоря уже о море текстов, отображающихся в судовом журнале. По утверждению авторов, в Sunless Sea насчитывается примерно 250 тыс. слов – что всего лишь где-то раза в два меньше, чем в «Войне и мире» или в трилогии «Властелин колец»…

Некоторое сюжетное направление игры задаётся в самом начале при выборе биографии капитана (бывшего до того поэтом, учёным, уличным мальчишкой и др.) и его основных жизненных целей (богатство, слава исследователя мира или обретение костей пропавшего без вести отца). Сказывается этот выбор и на ролевых характеристиках персонажа, которых здесь пять, и все они довольно необычные: к примеру, «зеркала» (Mirrors) влияют, кроме прочего, на способность обнаружения противника или навигации в условиях тумана, «железо» (Iron) определяет урон, наносимый вашими пушками, а от показателя «сердец» (Hearts) или «страниц» (Pages) зависит шанс на успех в трудных дипломатических переговорах. Улучшать их не так-то просто – в основном, для этого необходимо отыскивать по дальним портам судовых офицеров, которые (как некогда в «Корсарах») могут повышать ваши ролевые показатели – и, разумеется, способны поведать вам немало своих собственных секретов, открывающих новые квесты и сюжетные линии.

Многообразие ситуаций выбора и его последствий реализовано в Sunless Sea довольно замысловато: с помощью карточек, которые могут обозначать и содержимое вашего трюма, и полученные задания, и просто «качества», влияющие на возможность появления того или иного события и на его исход. К примеру, если вы перед выходом в море прочитали у себя дома в Падшем Лондоне утреннюю газету – в ваш инвентарь, отображающийся наряду со всеми прочими данными в судовом журнале, добавляется карточка «Последние новости», наличие которой открывает новые события в других портах и которую можно обменять на что-нибудь полезное в беседе с их обитателями, истосковавшимися по вестям с «большой земли». Приснился дурной сон – появилась карточка «Кошмары», которая может повлиять на дальнейшую судьбу и душевное здоровье капитана. Посетили далёкий остров и поразведали местную политическую обстановку – получите карточку с рапортом, которой будут очень рады в Лондонском адмиралтействе и, в свою очередь, выдадут вам в обмен на неё не только небольшое количество «эхо», топлива и провианта, но и другую карточку, под названием «Расположение адмиралтейства». Собрав несколько этих последних, можно затем обменять их на приличную скидку от стоимости ремонта корабля в столичном порту – или же на доступ к самому Адмиралу, у которого можно будет получить ещё более высокооплачиваемое и интересное задание на сбор стратегически важной информации из какого-нибудь отдалённого уголка Унтерзее, – и так далее.

Неудивительно, что для того, чтобы исследовать все возможные порты и изучить все разветвления сюжетных историй, потребуется не один десяток, а то и не одна сотня часов игры. Интерес к повторному прохождению и к альтернативным решениям и событиям подогревается и изменчивостью карты: с каждым новой игрой острова и порты меняют своё местонахождение (и даже с каждым новым капитаном при продолжении старой игры – если только вы не выбрали в качестве содержимого наследства картографические исследования его предшественника).

Если пытаться отыскать в творении Failbetter Games недостатки, то стоит заметить, что литературные качества местных текстов практически не уступают их количеству, – а это может послужить серьёзным препятствием для тех, кто не владеет английским языком в достаточной мере: конечно же, можно в и не вчитываться в многочисленные игровые сообщения, ограничиваясь регулярным нажатием кнопок «Go» и «Continue», но тогда от вас ускользнёт и внушительная часть достоинств «Бессолнечного моря». Кроме того, не всем эти тексты покажутся удобочитаемыми: при HD-разрешении шрифт выглядит слишком мелким, от чего отчасти спасает только уменьшение разрешения экрана.

В планах авторов – не только пополнение игры новыми историями, но и выпуск DLC (в котором нам дадут возможность поплавать под водой), а в перспективе — и появление версий для Линукс и консолей. Что касается переводов – с таким объёмом текста на них надеяться сложно: даже если такого рода игровые ресурсы, как то было обещано, откроют для любительской модификации, от «любителей» потребуется немало времени, усилий и ещё больше профессиональных литературных способностей, чтобы сполна передать всё имеющееся сюжетное изобилие. Но если чтение на английском не вызывает у вас особых затруднений, не пропустите этот инди-шедевр – и море удовольствия от погружения в мир викторианской готики вам гарантировано.

feb-300x115-editors-choice-white

Strix_671x200_2

ASUS рекомендует:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: