На чем зарабатывает ATI?

В процессе подготовки одного из материалов про видеокарты попался на глаза любопытный слайд из презентации AMD, посвященной анонсу Radeon HD 58xx. Как правило, интервьюируя представителей различных IT-вендоров, я стараюсь, в том числе, получить ответ на два вопроса (фактически, вопрос один, но имеет два аспекта): «Как структурированы поставки продукции по типам товаров» и «Как структурирован доход компании». Откровенно говоря, не все хотят отвечать на эти вопросы, даже сформулированные более обтекаемо, поэтому ознакомиться с диаграммами от ATI/AMD было весьма любопытно: на них отражен подготовленный аналитиками компании прогноз состояния рынка GPU в 2010 году по обоим вышеописанным аспектам: объему поставок чипов и доходам от их продаж.

Для начала, путем нехитрых вычислений, можно выяснить «среднюю температуру по больнице»: цена GPU в среднем составляет $22. Но гораздо более любопытно другое – как соотносятся объемы поставок и доходы от разных сегментов. В принципе, если взглянуть на ситуацию с точки зрения логики, то выводы будут аналогичными; однако оперировать конкретными статистическими данными значительно интереснее.

Целых 35% от произведенных чипов предназначаются для игровых консолей, но по оценкам, они должны составить всего 6% дохода. С одной стороны, этот рынок не требует постоянной работы R&D (поколения приставок не меняются по несколько лет, так что модернизировать архитектуру графических ядер, как на ПК, не нужно), а один контракт обеспечивает годы стабильного заработка. Но низкая цена готовой консоли, обычно сравнимая со «среднефлагманской» видеокартой, наверняка определяет и кабальные условия этих самых контрактов: если верить имеющимся данным, то стоимость консольного GPU составляет в среднем $3.92! Напомню: ATI поставляет графические чипы для XBOX360 и Nintendo Wii, а продукт NVIDIA установлен в Playstation 3 – так что там тоже идет противостояние этих двух брендов…

Чуть больше четверти объемов приходится на мобильные решения, да и доход близок к этому значению (27 и 30%, соответственно). В ОЕМ-поставках настольных GPU (11%) наверняка преобладают недорогие продукты, поэтому и доход ниже среднего. А вот канальные продажи видеокарт вполне предсказуемо очень интересны для чипмейкеров: 23% объема и целых 38% дохода обеспечивают именно они, являясь с финансовой точки зрения основой благополучия бизнеса. Скромный рынок серверов, где требования к мощности графической подсистемы минимальны, а продажи невелики, составляет 1% рынка.

Наконец, самым завидным в плане доходности является сегмент продуктов для рабочих станций – то есть профессиональные решения серии ATI FireGL (у NVIDIA, соответственно, это линейка Quadro). При объеме рынка в 3 миллиона GPU (2% общего числа), профграфика должна принести 13% дохода, то есть $442 миллиона. Другими словами, каждый чип в среднем стоит $147. С учетом того, что архитектурно профессиональные продукты идентичны обычным настольным различных классов, а расширенная функциональность достигается сравнительно малой кровью с точки зрения разработки архитектуры, решения для рабочих станций оказываются вообще вне конкуренции не только по доходности, но и, наверняка, по прибыльности.

Вот такая арифметика.