Блоги
TechCrunch: эпоха стартапов, скорее всего, подошла к концу
52

TechCrunch: эпоха стартапов, скорее всего, подошла к концу

TechCrunch: эпоха стартапов, скорее всего, подошла к концу

В сфере IT все чаще говорят, что эра стартапов закончилась. Рост доли рынка и стоимости акций так называемой «пугающей пятерки» — Apple, Amazon, Facebook, Google и Microsoft — предполагает, что именно они и будут лидерами в разработке новых технологий. Впрочем, по мнению TechCrunch, все это может даже пойти на пользу начинающим предпринимателям.

Ранее считалось, что IT-индустрия будет постоянно порождать новых лидеров рынка. Поскольку в свое время Friendster уступил место Myspace, а Myspace проиграл Facebook, то Facebook должна стать жертвой следующей большой социальной сети. Microsoft когда-то выглядела непобедимой, но в конечном итоге была побеждена Google за счет изменения технологий. Но теперь для стартапов стать «следующим Google» — далеко не единственный способ выиграть.

По мнению TechCrunch, под понятием конца эры стартапов подразумевается то, что мы больше не увидим превращения стартапов в огромные компании, которые войдут в историю и будут стоить сотни миллиардов долларов, — такие, как Facebook или Amazon. Впрочем, существование самих стартапов, создающих новые продукты и зарабатывающих сотни миллионов и даже миллиарды долларов в короткие сроки, по-прежнему никто не отменял.

Как отмечают эксперты, возникновение больших корпораций не ново для большинства отраслей, но это не привело к уменьшению числа небольших компаний, создающих новые продукты. В фармацевтической отрасли крупнейшим компаниям уже больше века, но это не помешало выходу на IPO более 100 биотехнологических стартапов с годовым доходом в $10 млрд. Спустя сто лет после того, как в фармацевтике появились компании-гиганты, стартапы по-прежнему производят новые лекарства. Более того, теперь им не нужно беспокоиться о коммерциализации: если новый препарат для лечения рака или другое лекарство, созданное стартапом, выглядит многообещающим, Sanofy, Novartis или другая крупнейшая компания тут же купит его.

В пищевой и упаковочной промышленности транснациональных корпораций с вековой историей не меньше, чем в фармацевтике. Nestle, Coca-Cola, Mars, Fine Foods и им подобные давно поделили рынок. Но несмотря на фантастический уровень консолидации в этой отрасли, только в прошлом году появилось 614 новых компаний с патентами на новые виды еды и напитков. И хотя компания наподобие стартапа по производству протеиновых батончиков RX Bar, вероятно, не войдет в историю, как Campbell’s, она все же сумела превратить инвестиции в $10 тыс. долларов в капитал в размере $600 млн за четыре года. Это похоже на признак здоровой предпринимательской экосистемы, считает TechCrunch.

По мнению издания, подобная модель работает и в IT-сфере. Компания IAC, владеющая сайтом знакомств Match.com, купила многих из 45 подобных компаний, существующих на рынке. С 2001 года Google приобрела не менее 211 стартапов, а Facebook продолжает заключать многомиллионные сделки по поглощению небольших игроков. Так, TBH (сокращение от «to be honest», «быть честным») — приложение, в котором пользователи анонимно проходят опросы и оставляют мнения друг о друге, — было куплено Facebook за $80 млн, несмотря на то, что стартап существовал всего год. Каждый из основателей, судя по всему, заработал около $15 млн за год работы — это больше, чем получает чемпион NBA Стивен Карри.

Предпринимателям, возможно, придется согласиться на работу только с одним поколением пользователей — например, TBH ориентировались исключительно на подростков — и не стремиться стать «всем для пользователя», и именно в этом смысле эра стартапов закончилась, считает TechCrunch.

Источник: hightech.fm