Блоги
3D: пациент скорее мертв или скорее жив?

3D: пациент скорее мертв или скорее жив?


По итогам выставки CES 2013, кажется, только ленивый не написал аналитическую статью на тему «3D официально умерло». Действительно, производители телевизоров вовсю расхваливали что угодно – диагонали, коммерческие версии OLED TV и, разумеется, последнюю фишку сезона – разрешение Ultra HD, или 4K. Единственное, о чем они дружно молчали – это о 3D, которое вовсю продвигалось еще год назад, на прошлогодней CES. Куда же оно делось?


На самом деле – никуда. Почти все представленные на CES 2013 модели поддерживают 3D, просто об этом уже никто не говорит, трехмерность стала таким же рядовым явлением, как ранее 1080p, еще ранее — цвет и т.д. Производители телевизоров поняли, что одним только наличием 3D не заставить покупателя поменять свой не такой уж старый ТВ на новый – нужно что-то еще, одной лишь яркой наклейки «3D!» недостаточно. Покупатель готов получить 3D, но лишь как бесплатный бонус к новому телевизору, который он захочет купить по какой-то другой причине, и сейчас производители находятся в активном поиске этой самой причины – отсюда резко возрастающие диагонали (к слову, на данный момент это едва ли не самый веский довод в пользу «апгрейда» ЖК ТВ, купленного 3-5 лет назад), попытки заставить «взлететь» Smart TV и появление того самого 4K, на который возлагаются такие же надежды, как в свое время на Full HD.

Впрочем, 4K продвигаться в массы будет явно с куда большим скрипом – разработка Blu-ray с поддержкой Ultra HD стартовала буквально пару месяцев назад и во что-то материальное выльется еще нескоро, потоковое видео неизбежно упрется в пропускную способность интернет-каналов (которые на целевом рынке, в США, в общем случае далеки от идеала), консоли следующего поколения тоже вряд ли потребуют 4K, да и ценовой фактор будет сдерживать спрос еще долго – цены на младшие модели поначалу будут находиться на уровне ~$10K, и до более приемлемых $1-2K снижаться станут не один год.

Однако вернемся к 3D. Почему о нем молчат – в целом понятно. Однако как с ним обстоят дела на самом деле – может, молчат не потому, что все сказано, а потому, что это просто никому уже неинтересно, шумиха, поднятая «Аватаром», улеглась, и на этом бум 3D благополучно завершился?

И да, и нет. Многие модели телевизоров, вышедшие в последние пару лет, оснащены 3D, поэтому потенциальная аудитория, пусть и небольшая, у таких фильмов уже есть (неважно, что в большинстве своем эти люди покупали просто новый ТВ, а не целенаправленно искали именно с поддержкой 3D). Контента уже тоже в целом хватает – за последние 3 года вышло без малого двести трехмерных фильмов на Blu-ray. Да, определенный спад интереса у рядового зрителя, особенно к 3D в кинотеатре, действительно наблюдается. Но если посмотреть на количество релизов Blu-ray 3D, становится ясно, что здесь есть незначительный, но достаточно уверенный рост: около трех десятков релизов в 2010 г., примерно по 80 – в 2011 и 2012. На 2013 г., по разным данным, запланировано около сотни релизов. Другими словами, улеглась шумиха, вызванная выходом «Аватара», и людям, которые 3D видят раз в год, приходя в кинотеатр на какой-нибудь блокбастер, действительно кажется, что бум 3D сдулся.

Однако если посмотреть на статистику продаж, становится ясно, что это не так. 2012 год, как это ни удивительно для людей, не особо интересующихся 3D, был в целом успешным годом – правда, в основном благодаря нескольким тайтлам. Так, из всех проданных блюреев Prometheus и The Avengers каждый третий диск был Blu-ray 3D, у переизданного Titanic этот показатель еще выше – 44% в первые недели продаж. Разумеется, у других релизов показатели гораздо скромнее, однако в большинстве случаев у зрелищных блокбастеров доля 3D-версий составляет порядка 10-15% от общего числа проданных Blu-ray. Если говорить о картине в целом, то по прогнозам полугодичной давности ожидалось, что в 2012 году в США будет продано 11.5 млн. Blu-ray 3D (в 2 с лишним раза больше, чем в 2011), в Европе – 8 млн. (против 3 млн. в 2011).

В общем, 3D не умерло, оно просто заняло свою нишу. Она небольшая, примерно 10% рынка, но она есть и умирать пока что не собирается, что бы нам ни рассказывали аналитики, основываясь на отсутствии громких анонсов 3D на последней выставке CES.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: