Блоги
Не так страшен ведроид как его малюют
6

Не так страшен ведроид как его малюют

 

Данную статью я адресую прежде всего не совсем опытным пользователям, которые впервые задумались о покупке смартфона или, быть может, решили таки сменить старенькую Нокию. На данный момент у них есть две реальных альтернативы: Android или Iphone. Symbian уже практически ушел с рынка, WP7 имеет много недостатков, а в свете прекращения развития и перерождения в виде WP8 этой осенью и выглядит еще более сомнительной покупкой чем Symbian.

Быть может, желающий обзавестись новым смартом является читателем itc.ua, а здесь на него обрушиваются потоки гневных рассуждений о недостатках Android, в основе которых лежит ряд убеждений или предрассудков, которые ОС от Google успела себе заработать в репутацию на протяжении своего существования. Все фанаты продукции Apple знают их на память, и при возможности не упустят шанс в десятый раз все это размусолить. Фанаты и приверженцы Android тоже конечно в долгу не остаются, но их претензии или относятся в целом к политике продвижения своей продукции, или не недостатки, а всем известные особенности продукции Apple: закрытость, завышенная стоимость, большое количество фанатов, которые даже толком не могут обьяснить чем же продукты так хороши.

У такого читателя может сложится впечатление что последняя является практически идеальной, а многочисленная Android армия только тем и грезит чтобы хоть кусочек рынка отхватить, имея кучу недостатков. Именно такую видимость, пропагандируемую фанатами Apple, хотелось бы проанализировать и по возможности развеять.

Поразмыслив минут десять я смог вспомнить несколько наиболее упоминаемых недостатков Android:

1. Энергопотребление
2. Фрагментация, большое количество устройств.
3. Тормоза
4. Большинство приложений шлак, все приложения сделаны плохо
5. Android сложный, Iphone Just works
6. Не выходят обновления
7. На Android разработчику невозможно заработать, там только реклама.
8. На андроиде легко подхватить вирусы.

1. Энергопотребление

Android телефоны живут от розетки к розетке. Почему HTC не воруют в метро? Потому-что они дома на зарядке.

Все наверно слышали шуточки вроде этих. Нужно сказать что они небезосновательные, производители, а в особенности HTC, достаточно долго наплевательски относились к вопросу автономности. В сравнении с айфоном почти у всех моделей были больше экраны, затем выросли их разрешения, пришли гигагерцовые процессоры и это все при таком же, а то и более слабом аккумуляторе чем в 3.5” айфоне — конечно в этом сравнении победитель очевиден.
Отдельно можно упомянуть желание производителей всячески выделится собственными реализациями интерфейса вроде HTC Sense, Sony Ericsson UX, Motorola Blur, Samsung TouchWiz. Все они, в особенности варианты от HTC и Sony, которые щеголяли вычурными 3д эффектами, неслабо нагружали и телефон и батарею. Также “заботились” о покупателях и операторы, устанавливая свои приложения, которые нельзя ни удалить ни отключить, не получив root прав.

Для примера картинка меню приложений HTC Vivid, где  можно насчитать 8 приложений от Sprint и 11 от HTC.


Но времена меняются. Производители смекнули что “что-то не так”, батареи прибавили в емкости, Sense 4 стал более изящным, да и Android 4 тоже серьезно переработали. В результате, не смотря на огромные HD экраны, практически все последние Android смартфоны могут вполне потягаться с айфоном.
Вот например картинка из теста HTC One X, где проигрывалось видео, то есть основной потребитель энергии(экран) был активен.


Вся топовая линейка Самсунг этого и прошлого года, идут практически вровень с айфоном, S3 даже вырвался вперед, One X хоть и отстал на три часа, но тоже показывает неплохой результат.
В общем проблемы с автономностью это скорее проблема прошлых годов или бюджетных моделей, конечно не могу уверять что LG L3 или Galaxy Ace 2 будут работать по три дня, но топовые смартфоны 2012 года основных производителей вас не разочаруют. Утверждение о “прожорливом андроиде” я считаю мифом и не более.

2. Фрагментация, большое количество устройств.

И это верно. Получив открытую систему, которая у всех на слуху и к которой есть огромное количество приложений и игр, практически все производители телефонов принялись выпускать на андроиде свои устройства, причем в солидном количестве. Исходя из этого разработчикам якобы сложно делать игры и приложения под такое несметное количество моделей.
На самом деле конечно не так страшен черт, как его малюют. Основных аппаратных платформ вообщем-то немного:
1. Qualcomm CPU + Adreno GPU
2. Nvidia Tegra CPU + Nvidia GPU
3. Samsung Exynos CPU + Mali 400 GPU
4. TI  OMAP CPU + PowerVR GPU
5. Samsung Exynos CPU + PowerVR GPU
6. Mediatek CPU + PowerVR GPU

Это покрывает абсолютное большинство устройств, не считая китайских планшетов. Основные проблемы возникают у разработчиков игр, так как разные GPU имеют свои особенности, то есть имеем всего 4 различных платформы. И надо заметить что игру не придется переписывать с нуля, лишь учесть некоторые особенности. Это не разработка игры для Xbox и PS3, это разработка под GeForce и Radeon. Поддержка разных разрешений экранов и их размеров это по-моему то что должен уметь каждый разработчик, почему-то на Виндовс никто не жалуется «ой, сколько разных разрешений понаделывали, вот бы у всех было 1024*768».

Кроме того, я думаю ни для кого не открытие, что покупая HTC Wildfire, Samsung Galaxy Y или какой-то Fly, человек не может рассчитывать что он теперь обладатель современнейшего смартфона на зависть всем владельцам прошлогоднего айфона. И 600 тыс. активаций в день неизвестно сколько включают в себя таких бюджетных устройств, руководству Android конечно надо чем-то хвалится, но почему же у многих при виде этих цифр начинает подергиваться левое веко от праведного гнева: “та напродавали хлама всякого китайского”. У дешевых устройств своя ниша, и я считаю что ниша эта очень правильная и нужная. Не для того существуют устройства за $150-$200 чтобы продажи айфонов затмевать, а чтобы человек который не может себе позволить топовый девайс покупал себе не какой-то сенсорный Samsung Corby, LG, Fly или Nokia, а вполне себе смартфон с огромной базой приложений, на который можно установить приложения вконтакта, яндекс пробок и тысячи других на любой вкус. Это рынок, люди любят разнообразие, только Android дает возможность подобрать себе размер экрана, цвет, форму, наличие клавиатуры, ФМ-радио и прочее, и это круто.Да, они скорей всего не будут работать плавно и быстро как флагманы, но и цена демократичная. До бюджетных андроидофонов в этой нише были только Samsung Star/Corby и еще несколько мобилок с резистивными экранами от LG и Fly. Кому хуже стало от дешевых смартов с андроидом? Разве только репутации самого Android, как штампователя тормозящего ширпотреба, да и то только стараниями  хейтеров.

3. Тормоза

Разработчики Android не ставили плавность интерфейса во главу угла, как в случае с iOS/MacOS, поэтому она сама по себе могла неприятно задумываться. Плюс факторы из первых двух пунктов:

  • Производители желая напихать побольше и сделать покрасивее, забывали о user experience что и выливалось в периодические подергивания/задумчивость. Апогей данного явления я увидел месяц назад в Sony Ericsson Xperia Ray, в тамошнем похожем на Sense интерфейсе столько  эффектов и анимаций что она подергивается буквально на каждом шагу.
  • Бюджетные телефоны ограничены объемом ОЗУ и слабым процессором — о непревзойденной плавности говорить не приходится.

Это все тоже грустные реалии, кричать хейтерам в ответ “нифига не тормозит” глупо и печально. Но на то они и недостатки чтобы их исправлять(в отличии от многих ограничений iOS, которые установлены специально и пересматриваться вряд ли будут). Вышел кардинально переработанный Android ICS, где интерфейсом уже занялись серьезней (не говоря уже про Jelly Bean), да и производители облегчают интерфейс. Чтобы не растягивать резину скажу так: берите Galaxy Nexus, HTC One X/S или Samsung Galaxy S3 и скоростью работы вы будете более чем довольны. Не хочу обидеть Sony/LG/Motorola, но я их аппаратами особо не интересовался, поэтому не могу о них судить.

Отдельно хочу написать про хваленую плавность iOS. Проходив два месяца с Iphone 4, могу сказать что большая часть этой плавности заключается в сопровождающих почти все действия анимациях: запустил игру — плавная анимация разворачивания на весь экран, нажал на нить смсок — они плавно выезжают справа и т.д. Это выглядит очень круто и безусловно радует взгляд. Вот только после этой красивой анимации разворачивания браузера мы видим лишь картинку Safari, сам же он еще грузится в фоне. Аналогично сворачивая игру, система делает скриншот в момент сворачивания и вызвав ее снова мы видим анимацию, сразу же видим скриншот, но зачастую игра уже выгружена из памяти и нужно ждать ее загрузки смотря на скриншот. В случае с Safari это доли секунды и заметить это практически невозможно, а вот игры и тяжелые приложения ждать приходится несколько секунд. Особенно феерически это выглядит на 3GS, где законы физики окончательно побеждают маркетинг, и приходится пару секунд смотреть на скриншот браузера. Пусть каждый для себя определит цену такой плавности, это отлично выглядит и айфон мне нравится, но я все таки считаю ее переоцененной.

4. Большинство приложений шлак, качественных очень мало

Многие знают что ключевое отличие Google Play от Apple Appstore в отсутствии премодерации. Точнее есть конечно программная проверка кода на вредоносность, но Apple предъявляет куда более серьезные требования: начиная с стиля интерфейса и заканчивая работой с сетевым соединением. Все эти требования вручную проверяются сотрудниками, и даже крупному разработчику могут отказать. Google же проповедует принципы открытости, что в данном случае мне нравится меньше, ибо выливается в большое количество бесполезных поделок в Google Play:

Не то чтобы всякого хлама и клонов не было и в iOS:

И хотя некоторые аналитики говорят что из 650к приложений все 400к никто в жизни не видел и не увидит, вот вам неоспоримые факты:

  • Apple следит за качеством приложений, а Google нет;
  • App Store появился больше чем на полгода раньше чем Android Market;
  • Только в прошлом году Android начал выходить на серьезные позиции по проданным аппаратам, до этого iOS устройств в США и остальном мире было продано огромное количество, и это был невероятный рынок для разработчиков, в то время как андроид выглядел не очень привлекательно.

Мы наверно никогда не узнаем сколько приложений из рекламируемых 650к Apple и 600к Android  действительно толковые и скачаны хотя-бы две тысячи раз, и кому вообще кроме маркетологов нужны эти цифры, но я точно знаю одно — хороших и качественных приложений и игр в iOS в разы больше.

Но в реалиях 2012 года андроид это огромный рынок и только безумец будет его игнорировать. Посудите сами, все крупные хиты с iOS уже давно перекочевали или понемногу появляются в Google Play: Angry Birds, Doodle jump, Cut the rope, Temple Run, Instagram и прочие. Все новые крупные релизы делаются уже сразу под iOS и Android: GTA3, Max Payne Mobile, Amazing Alex, Shadowgun, Minecraft, Photoshop Touch и т.д. Конечно есть очень крутые проекты от небольших компаний вроде Waking Mars, Scribblenauts, Hero Academy, Zombie Highway которые разработчики пока не спешат/не имеют возможности портировать на Android, но я надеюсь что со временем ситуация хотя-бы отчасти улучшится. 

И самый главный момент в этом вопросе, мне например все равно мильйон или тысяча приложений есть у Apple/Google, мне интересно есть ли там то что нужно конкретно мне. И вот тут каждый должен для себя решить, обладает ли каждая из систем нужной функциональностью. Мне очень не хватает отличных вышеупомянутых игр которые я увидел на iOS (пока удалось выложить статью Hero Academy вышел на Steam, а на Android нашел отличный Mutant Roadkill), но сказать что на Android не во что играть тоже нельзя, во все игрушки, особенно учитывая наличие эмуляторов NES/SNES/SEGA/N64/Gameboy, я не переиграю наверно никогда. Функционал который нужен лично мне от смартфона тоже присутствует весь:

  • Сохранять статьи на телефон и читать без интернета – Pocket (Instapaper, Pulse)
  • Читалка – Kindle (Aldiko,FBReader, Moon Reader…)
  • Заметки – Evernote (или куча других приложений)
  • Напоминания/Органайзер — встроенный календарь от Google
  • Карты/Навигатор — Yandex Maps (Google Maps)
  • Почтовый клиент — Gmail
  • Браузер – Встроенный (Chrome, Dolphin HD) причем браузеры без искусственных ограничений как в iOS
  • Музыка — Встроенный плеер (PowerAmp, Apollo, Winamp)
  • Социальные сети – Вконтакте (Twitter, Facebook)
  • Погода – встроенная (или тысячи альтернатив)

Сергей Галенкин мне когда-то ответил что ему среди прочего не хватает удобной RSS читалки Reeder, я слышал конечно про Google Currents, Google Reader, Feedly и прочее но никогда не пользовался подобным, и не могу сказать насколько Reeder круче, так что тут каждому надо смотреть по своим предпочтениям, любителям постучать по барабанам/клавишам пианино например нужно брать только iPad с феерическим Garage Band, под Android такого и близко нет пока-что. 

Что касается качества приложений, то понятно что раньше без контроля они могли делаться на тяп ляп, но сейчас когда крупные разработчики пишут и для iOS и для Android они то делают их удобными, все большая конкуренция подталкивает и появившиеся гайдлайны в Android 4 подталкивают туда и остальных. Например приложения Gmail, магазин приложений, Evernote, музыкальный плеер Apollo и Вконтакте на андроиде намного удобней и функциональней благодаря новым принципам интерфейса из Android 4. И со временем ситуация будет все улучшаться, ограничения же и гайдлайны iOS вряд ли куда-то денуться.


5. Android сложный, Iphone Just works

Ну тут я даже не знаю что написать. Мне сложно представить чтобы у кого-то возникли сложности со звонками/смс/установкой приложений/включением вайфай и прочими функциями даже на старых версиях ОС, не говоря уже о последней где все стало наглядней и удобней. Конечно есть неочевидные вещи, но в том же iOS я бы в жизни не догадался о двойном нажатии центральной кнопки или как удалять приложения или закрывать их в панели мультизадачности например, если бы мне не показала это знакомая девушка с айфоном.

Наверно здесь скорей имеется ввиду гротескная картина, когда эдакий среднестатичтический пользователь андроида сидит посреди ночи и прошивает и рутит свой смарт, периодически отвлекаясь на линуксовую консоль. Сюда же относим часто упоминающуюся фразу “пока пользователь андроида сидит и кастомизирует, айфон просто работает”. Ну простите, но вы же не скажете что почитать новости на Galaxy Nexus сильно сложнее такой же задачи на Iphone 4S и с ней надо полчаса возиться и кастомизировать? Ничего не трогая, не получая root доступ и т.д. андроид может справляться со всем не хуже айфона.

Другое дело что у пользователей Android есть больше возможностей для персонализации устройства, разные лаунчеры, виджеты, живые обои и т.д., но я не думаю что кто-то делая рабочий стол более удобным для себя ворчит и причитает “вот блин чертовы виджеты”. Кто хочет простоты берет и пользуется, кто хочет кастомизации берет и кастомизирует — все довольны вроде-бы. То что Android можно зарутить, а iPhone джейлбрекнуть не означает что все этим и занимаются. Кстате говоря из шести моих знакомых с андроид смартами рута нет ни у кого, у всех все прям как из магазина, а вот все трое обладателей айфонов имеют джейлбрейк. Понятно что это сделано из-за приложений, но ситуация выглядит комично в разрезе “сидят там рутят свой андроид”.

Еще говорят что с iOS дескать разберется и старик и ребенок. Да, я могу представить что моему отцу, очень тяжело принимающему все новейшие технологии, будет проще освоить телефон где всего 4х4 иконки, а в красивых виджетах HTC Sense можно и запутаться. Ну тут уже надо смотреть по конкретной ситуации, судить не берусь.

6. Не выходят обновления

И это тоже правда. И если почти все предыдущие пункты меркнут в реалиях 2012 года, с этим все плохо и сейчас. Google конечно говорила о каких-то программах работы с производителями, когда они, при соблюдении определенных партнерских условий, будут получать наработки кода и содействие еще до релиза новой версии Android, и таким образом смогут выпускать новые прошивки чуть ли не в день анонса, но пока все глухо. Туда же запишем требования к партнерам этой программы на поддержку как минимум в 18 месяцев.

А причины лежат на поверхности: Apple не только продает телефоны, но продает на них контент и заботится о имидже компании. Если человек получит iOS6 на свой 3GS то он может еще купить пару игрушечек/книжечек/песенок. Samsung и HTC же после продажи телефона никакой прибыли не светит, и получается неинтересен ей уже обладатель этого аппарата, вот если он купит новый телефон с новой ОС — это хорошооо. Не знаю конечно насколько близки к таким мыслям производители, но выглядит все где-то так.

 В истерии с обновлениями подлил масла в огонь релиз сильно переработанного Android 4. Многим производителям оказалось сложно выпустить обновления для своих старых аппаратов, бедная Sony до сих пор выводит на рынок новые аппараты на Gingerbread, все обещая обновить их уже после выпуска. Я искренне надеюсь что в Google серьезно подошли к разработке новой версии ОС и дальше будет только понемногу наращиваться функционал, как это было с Froyo и Gingerbread, без кардинальных переработок как в ICS.

7. На Android  разработчику невозможно заработать, там только реклама.

Тоже не совсем понятно откуда взявшийся предрассудок. Может из-за того что на iOS птички стоят доллар, а на андроиде бесплатные и с рекламой (хотя за доллар тоже есть)? Для интереса я решил сравнить количество покупок последних платных приложений вышедших параллельно на iOS и Android. К сожалению Google Play сообщает нам только приблизительные цифры, причем чем крупнее тем менее точные, а Appstore вообще ничем не хвалится. Это конечно та еще аналитика, но предположим что количество купивших приложение и решивших ощасливить разработчиков отзывом не зависит от платформы и приблизительно одинаково и на обоих ОС. Сравним количество отзывов чтобы приблизительно увидеть во сколько раз больше заработал разработчик на той или иной платформе. Я умышленно не беру приложения которые сначала были на iOS и только спустя время портировали на андроид, они могли набрать много больше отзывов: 

Я посмотрел еще несколько популярных игр вроде Temple Run: Brave, Mass Effect и прочее и список этот можно продолжать еще долго и тенденция сохраняется: игры на андроид продаются не хуже iOS, если только это не сверх популярный проект о котором узнает каждый клерк с айфоном, тогда разрыв существенный. Но главное что на андроиде люди тоже покупают игры, и зарабатывать там можно, что и доказывают вышеуказанные примеры.

8. На андроиде легко подхватить вирусы.

Намного проще чем на iOS, но все же сложней чем на том же Windows, на котором работает подавляющее большинство из нас. Анализ кода добавляемых в Google Play все же работает, но даже если туда что-то просочится то всегда стоит прочитать пару верхних отзывов и все будет понятно. 

Я не буду говорить о том что надо читать какие разрешения требует приложение, даже я этого почти никогда не делаю, а когда читаю то так сразу и не скажешь нужны приложению такие права или нет. Например игра Drive with Zombies среди прочих требует:

ТЕЛЕФОННЫЕ ВЫЗОВЫ

ПОЛУЧЕНИЕ ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ И ИДЕНТИФИКАТОРАХ ТЕЛЕФОНА

Приложение получит доступ к функциям телефона на устройстве. Приложение с таким разрешением может определить номер и серийный номер телефона, состояние активности вызова, номер, с которым установлено соединение, и получить другую информацию.

 Вот зачем это простым гоночкам? Казалось бы точно какой-то злоумышленник щас начнет слать смс на платный номер в Таиланд , но нет, все ок. Ситуация когда кто-то скачивает с левого сайта GTA5: Moscow, аналогична скачиванию непонятно откуда asiangirls.avi.exe на ПК, и тут я тоже затрудняюсь дать советик, если вот только когда в iOS человеку дадут по рукам и не дадут устанавливать приложения кроме как из Appstore и только так он перестанет таким заниматься, то конечно стоит брать iPhone, так безопаснее.

Вместо заключения

Android увидел мир будучи очень далеким от идеала, у разработчиков были определенно другие идеалы и виденье системы нежели у Джобса и его команды. Открытость, кастомизация, виджеты, строка уведомлений, нормальный Bluetooth и SD карты были с самого первого релиза, к сожалению плавности и надежности работы, безопасности, общему стилю и дизайну системы было уделено явно недостаточно времени. Производители, не видящие дальше собственного носа, тоже добавили причин для критики. Мы увидели уже несколько поколений со все теми же недостатками, и, несмотря на очень удачный ICS, я думаю должно пройти еще одно-два пока Android избавится от последних действительно серьезных проблем(я возлагаю большие надежды на тесное сотрудничество Google и производителей по выпуску обновлений).

Многие уже давно впервые увидели Android, и поэтому сложили для себя резко негативное мнение. Конечно увидев непоколебимое меню или вылетающие приложения на каком-то LG Optimus или одном из первых самсунгов сложно уже think positive, ты то заплатил деньги и хочешь нормально работающий продукт. После смены Samsung Spica на Iphone 4S впечатления тоже будут вполне ожидаемые =) Но, господа, поверьте, поменяв вечно задумывающийся от iOS 5.1.1  Iphone 3GS на Galaxy S3 например, разница будет тоже кардинальной.

Ну и конечно то что я в этой записи упоминал уже приблизительно три с половиной раза: проблемы и недостатки решаются и исправляются, но великое множество ограничений iOS останется с вами навсегда.

Автор mif2000    Via Galyonkin.com

Возвращаясь к нашему гипотетическому новичку, возжелавшему новый смартфон, скажу что к выбору нужно подходить ответственно уже сейчас, ведь привязавшись к платформе, сменить ее будет уже нелегко. Кучу купленных приложений не захочет терять никто, документы или фото залитые на Google Drive или iCloud тоже добавят мороки с переносом, иметь смартфон и планшет на одной платформе тоже очень удобно, что тоже может сыграть свою роль. Так что успехов, выбирайте только лучшее для себя.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: