Блоги
Почему я не верю в Kickstarter
207

Почему я не верю в Kickstarter

От геймеров частенько можно услышать жалобы на жадных издателей, загоняющих разработчиков в какие-то рамки, навязывающих сроки и выставляющих требования, якобы идущие долгожданной игре во вред. Вот если бы издатель не хотел выпустить игру к рождеству, они бы успели-дописали-доделали, получилась бы Игра-с-большой-буквы, а так… эх.

Появился краудфандинг, идеальный, казалось бы, в своей простоте инструмент:
1. Игроки финансируют проект
2. Разработчики делают все так, как сами того хотят. Т.е. правильно, с душой…
3. …
4. Профит

wasteland

И… что мы видим? Я даже не хочу сейчас поднимать вопрос о том, что же хорошего уже увидело свет благодаря Kickstarter, потому что там всего несколько позиций. Сразу на ум приходит разве что FTL: Faster Than Light. Давайте лучше поговорим о том, на что сейчас клянчат какие проекты у всех сейчас на слуху? Мистер-я-сделал-Fallout-раньше-Fallout Браян Фарго с его сиквелом игры похожей на каноничный Fallout? Мы про Wasteland 2, если кто не догадался. И уж тут-то будет все как нужно, с блекджеком и православной изометрией. А почему это, позвольте поинтересоваться? Потому что мистер Фарго знает как делать настоящие игры? Мда? А вот его послужной список говорит о том, что хороших игр он не делает уже лет двадцать.

torment

Что там еще у нас в Most Funded? Torment: Tides of Numenera от тех же inXile entertainment? Во-первых, доведите до ума хотя бы один проект, просить денег на два сразу как-то даже не знаю, не очень красиво, наверное. Во-вторых… ну что это такое? Пререндеренные статичные задники были актуальны где-то в конце 90-х, сейчас же это признак либо лени разработчиков, либо какой-то малобюджетной игры класса С. А у вас, простите больше 4 миллионов собрано уже.

avatar

Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues от отца Ultima Ричарда Герриота? Будем честными, Ричард миллионер и вполне способен профинансировать свою новую игру самостоятельно. Зачем идти просить деньги в народ, если ты настолько уверен в ее крутости? Не хочется рисковать собственными сбережениями? Звучит резонно, особенно если вспомнить о том, как феерически провалилась предыдущая MMORPG от отца жанра. Но, простите, мне-то такая позиция тоже не добавляет желания поддержать Лорда Бритиша звоном золотых монет, да и выглядит Shroud of the Avatar пока очень непривлекательно. Что не помешало игре собрать почти два миллиона долларов, между прочим.

project-eternity-495x278

Или вот Project Eternity от Obsidian Entertainment. Чем нас завлекают разработчики? Звучат слова изометрия, infinity-like, классические RPG, ностальгия. Одним словом, разработчики апеллируют к тому, что делало RPG популярными в прошлом тысячелетии. Я не говорю, что получится плохо, наоборот, я очень верю в Obsidian Entertainment, но считаю, что индустрия должна двигаться вперед, развиваться, а не заниматься некрофилией. Да и с играми у разработчиков в последнее время не то чтобы все очень хорошо – слишком много «крепких середнячков» и всего один Fallout New Vegas.

shadow

Примерно то же самое можно сказать и о Shadowrun Returns. Мы снова видим, как разработчики отчаянно стараются не отходить от проложенной оригиналом канвы, что, с одной стороны, можно было бы записать в плюсы проекта. Да вот только та же пресловутая изометрия на РС выглядит сегодня архаичной. Складывается впечатление, что для независимых игр изометрия сегодня это вчерашняя стилизация картинки под 16 bit. Не производственная необходимость, а попытка выехать на ностальгирующих фанатах. Вот поэтому Shadowrun Returns меня больше привлекает на iOS, где он смотрится более чем уместно. И, как обычно, в активе у Harebrained Schemes LLC два казуальных, с позволения сказать, проекта для мобильных платформ, не заслуживающих особого внимания.

Divinity_OriginalSin_03-620x

Divinity: Original Sin на фоне упомянутых проектов выглядит несколько странно. Кажется, что игра попала на Kickstarter по ошибке, ведь пока остальные кормят обещаниями и показывают пререндеренные скриншоты, дневники разработчиков или видео очень слабо характеризующее игровой процесс, Larian Studios демонстрируют непосредственно геймплей. Ты смотришь видео и понимаешь, что это будет за игра и за что, собственно, тебе предлагают заплатить.

Что же мы видим в итоге? Парад ветеранов игровой индустрии, людей, когда-то создававших хиты. Причем ключевое слово в этом предложении – когда-то. Но дело в том, что правила изменились, игры эволюционировали, они стали сложнее, умнее, сейчас они существуют по другим стандартам и то, что двадцать лет казалось чуть ли не откровением сегодня может не выдержать самой мягкой критики. Чтобы понять это нужно всего на минутку снять розовые очки и задать себе простой вопрос – вы готовы сейчас часами немотивированно носиться по уровню в поисках красного ключа от синих дверей? Вы хотите видеть в шутерах противников, чей искусственный интеллект находится на уровне монстров из «Серьезного Сэма»?

Я сравнительно недавно проходил Baldur’s Gate на iPad и я до сих пор очень люблю эту игру, но еще одну RPG с таким же (ударение на «таким же») геймплеем я скорее всего пропущу. Как и «правильный Fallout». Более-менее выгодно на фоне остальных выглядит разве что римейк Elite, да и то потому что там «своя атмосфера» и испортить в ней что-либо невероятно сложно. И, глядя на то, что сейчас динозавры от геймдева собираются выпускать на Kickstarter, лично у меня возникают большие сомнения на счет того, сумели ли они адаптироваться к новым реалиям. Многомиллионные проекты, профинансированные ностальгирующими игроками, чаще всего выглядят как HD-римейки старых и любимых, чего уж там, игр, а порой вообще похожи на какие-то инди из библиотеки Greenlight. И я не совсем понимаю почему мне следует поверить в то, что «вот сейчас-то у нас все получится». Почему у вас должно получиться, если за последние десять-пятнадцать-двадцать лет вы не выпустили ничего, достойного внимания? Что изменилось?

Буду рад ошибаться.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: