Блоги
Психологи: опыт в AR может менять поведение людей в реальном мире

Психологи: опыт в AR может менять поведение людей в реальном мире

Психологи: опыт в AR может менять поведение людей в реальном мире


Новое исследование, проведенное учеными Стэндфордского университета, показало, что взаимодействие людей с окружающим миром меняется после их погружения в дополненную реальность. Результаты опубликованы в журнале PLOS ONE.

В предисловии к своей работе исследователи отмечают, что AR — крайне перспективная технология. Например, она может внести существенный вклад в борьбу с изменением климата: с ее помощью люди, находящиеся в разных точках мира, получат возможность организовывать виртуальные встречи, на которых они будут иметь возможность общаться полноценно, в том числе невербально, не упуская малейших нюансов поведения собеседника — обычная видеоконференция не дает такого эффекта; это, по мнению ученых, поможет избежать расходов топлива на поездки или перелеты для личного участия в конференциях.

Вместе с тем, то, как дополненная реальность может влиять на поведение людей, до сих пор остается неизвестным. Внести некоторую ясность в этот вопрос и взялись американские исследователи, которые провели трехэтапный «AR-эксперимент» с участием 218 человек, первый в своем роде.

Как сообщается, на первом этапе ученые проверили всем известное социально-психологическое явление «социальной ингибиции», когда люди в обычных условиях без проблем справляются с простыми заданиями, но испытывают сложности, когда за ними кто-то наблюдает. Оказалось, что присутствие виртуального персонажа по имени Крис, сидящего в той же комнате, что и выполняющий несложное задание доброволец, оказывало на участников эксперимента точно такое же воздействие.

Вторая часть исследования была посвящена изучению того, станут ли испытуемые, разделенные на две группы, следовать принятым социальным нормам при общении с Крисом. В начале эксперимента участники из первой группы входили в комнату с несколькими стульями. На одном из них «сидел» Крис. Когда испытуемым, носившим устройство дополненной реальности, предлагали занять какое-нибудь место, они никогда не выбирали стул, на котором видели виртуального персонажа. Кроме того, большинство людей двигалось так, чтобы не выпускать Криса из поля зрения.

Другой группе было предложено войти в ту же комнату, осмотреться, после чего снять очки дополненной реальности и уже без них выбрать себе стул. Выяснилось, что подавляющее число испытуемых (72%) и в этом случае садились на места, на которых ранее не видели Криса.

«Тот факт, что никто из носивших устройство дополненной реальности, не сел на место аватара, стал для нас неожиданностью. Этот результат отчетливо демонстрирует, как содержание дополненной реальности интегрируется в реальное физическое пространство и влияет на способ взаимодействия с ним. Причем воздействие дополненной реальности, похоже, продолжается и после снятия гарнитуры», – указывают ученые.

На третьем этапе эксперимента участников разбили на пары. Одному из испытуемых при этом было выдано устройство дополненной реальности. На этот раз добровольцы должны были поддерживать беседу. В результате те, кто находился в дополненной реальности, отмечали, что чувствовали себя менее погруженными в общение. Те же, кто оставался в обычном мире, таких проблем не испытывали.

По мнению авторов научной публикации, они сделали лишь первый шаг в исследовании социально-психологических последствий использования технологии дополненной реальности. Необходимы дальнейшие исследования, и команда уже придумывает новые эксперименты.

Источник: hightech.plus


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: