Блоги
Философ Джеймс Уильямс: «Интернет-гиганты негативно воздействуют на общечеловеческие ценности»

Философ Джеймс Уильямс: «Интернет-гиганты негативно воздействуют на общечеловеческие ценности»

Философ Джеймс Уильямс: «Интернет-гиганты негативно воздействуют на общечеловеческие ценности»


Джеймс Уильямс десять лет проработал в Google, анализируя эффективность рекламы и разрабатывая стратегии продуктов, но затем уволился и стал преподавателем философии в Оксфорде. Теперь он со стороны оценивает вред от избытка информации и дефицита внимания.

Всем известно то, что соцсети и гаджеты отвлекают. Однако Уильямс уверен, что последствия этого недооценивают. В своей книге «Stand out of our Light» ученый пишет, что в эпоху «экономики внимания» люди буквально стали думать иначе — быстрее, но гораздо менее критично и глубоко. Перемены в мышлении, по его мнению, обусловлены тем, что интернет-гиганты в процессе борьбы за фокус немедленного внимания косвенно воздействуют на ценности человека и всего общества, «порождая качественно новую среду».

«Среду, в которой нет места амбициозным целям, морали и благосостоянию людей», — говорит Уильямс.

Философ убежден, что, пребывая в таком окружении, личность в конечном счете начинает деградировать. Это происходит в три этапа:

  • Сначала пользователь теряет возможность читать книги, постоянно отвлекаясь на уведомления условной Candy Crush на смартфоне.
  • Затем он перестает добиваться поставленных глобальных целей: приложения попросту не позволяют ему сфокусироваться на саморазвитии, и единственным смыслом его жизни становятся селфи и количество лайков в соцсетях.
  • Наконец, по мере того, как таких пользователей становится все больше, начинают размываться ценности — и разрушаться общество.

За примерами далеко ходить не надо: «интеллектуальная инфантильность», прокрастинация, распыление усилий и расфокусировка внимания уже приводят к глобальным информационным кризисам — засилью фальшивых новостей и «цунами ненависти», которые способен спровоцировать отдельный твит.

Однако это только цветочки — первой «ягодкой» Уильямс называет избрание президентом США Дональда Трампа, политика, успешно эксплуатирующего идею онлайн-популизма.

«Меня беспокоит то, что в экономике внимания люди разучиваются концентрироваться и размышлять и начинают оценивать свою успешность по тем же меркам, по которым оценивается успех рекламных кампаний.

Трамп олицетворяет результат этого процесса — нарциссизм на стероидах», — утверждает специалист.

Он напоминает, что вина за происходящее во многом лежит на крупных корпорациях, которые, вопреки собственным декларациям, вовсе не заинтересованы в том, чтобы научить людей отличать правду от лжи и объединить общество. Их единственная цель — максимизировать время, проведенное вами в их приложениях, поскольку большее вовлечение пользователей означает большее количество рекламы, которое им можно показать.

«Очень жаль, что мы по-прежнему не пришли к прозрачности в отношении конечных целей того или иного продукта. Сегодня приложениям на Android гораздо выгоднее скрыть от меня свое истинное предназначение за ширмой бравадных речей и как бы невзначай попросить предоставить доступ к персональным данным», — говорит  Уильямс.

Поэтому он призывает законодателей обратить внимание не только на то, как IT-гиганты распоряжаются персональными данными, но и на психологические манипуляции как основу бизнес-модели. Также, по его мнению, нужно пересмотреть роль рекламы в развитии этой индустрии.

«Нам нужна обширная дискуссия в обществе относительно убеждений, которые вырабатывают у людей различные бизнес-модели», — подытожил философ.

Источники: hightech.plus, Business Insider


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: