Блоги
Ученые MIT провели глобальный опрос и выяснили, чьими жизнями автопилоту допустимо жертвовать при неминуемом ДТП

Ученые MIT провели глобальный опрос и выяснили, чьими жизнями автопилоту допустимо жертвовать при неминуемом ДТП

Ученые MIT провели глобальный опрос и выяснили, чьими жизнями автопилоту допустимо жертвовать при неминуемом ДТП


Ученые Массачусетского технологического института провели беспрецедентное по масштабу исследование, попросив более двух миллионов человек практически из более чем 200 стран мира решить «проблему вагонетки» в отношение беспилотных автомобилей.

Напомним, что условия классической этической «проблемы вагонетки» таковы: тяжелая неуправляемая вагонетка несется по рельсам. На пути ее следования находятся пять человек, привязанные к рельсам. Вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. Но к нему тоже привязан человек — правда, только один. Каковы ваши действия?

Исследователи MIT адаптировали эту этическую дилемму под робомобили, создав так называемую «Моральную машину» — многоязычную онлайн-игру, в которой участники делают выбор, попадая в этически-спорные ситуации. Например, нужно решить, кого в экстренной ситуации должна сбить беспилотная машина: группу людей на остановке или одного пешехода, перебегающего дорогу в неположенном месте?

По результатам исследования ученым удалось выявить три основных правила эксплуатации беспилотных автомобилей, которых призывает придерживаться большинство респондентов:

  • Спасти жизнь человека предпочтительнее, чем жизнь животного.
  • Большая группа людей важнее, чем один-два человека.
  • Сохранить жизнь ребенка важнее, чем старика.

Таковы результаты в целом по миру. В географическом плане исследователи обнаружили отдельные «кластеры», в которых по-разному решают этические проблемы эксплуатации робомобилей. Исследователи назвали эти кластеры «западный», «восточный» и «южный». Например, в «южном» кластере люди гораздо чаще считают нужным спасать жизни детей, нежели пожилых людей, в сравнении с жителями восточных стран.

При этом во всех регионах респонденты одинаково нетерпимо относятся к пешеходам-нарушителям ПДД, предпочитая дать алгоритму робомобиля право сбивать их, нежели законопослушных прохожих.

Ученые утверждают, что своим исследованием они в первую очередь хотели вызвать в обществе дискуссию насчет будущего беспилотных авто — и рады, что добились поставленной цели.

«С помощью исследования мы собрали ценную информацию о том, как, по мнению людей, машины должны решать моральные дилеммы.

Однако нашей основной целью, которой мы добились, было привлечение внимания общественности к будущему автономного транспорта», — отметили исследователи.

Источники: Science Daily, hightech.plus


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: